2016-08-24T03:07:08+03:00

МХТ как КПЗ

Сказку для взрослых сыграли в МХТ им. А.П. Чехова [рецензия]
Поделиться:
Комментарии: comments1
Милиционера Олега Махмудова играет Алексей Кравченко.Милиционера Олега Махмудова играет Алексей Кравченко.
Изменить размер текста:

Зрителей Малой сцены МХТ у входа в зал «принимают» сотрудники правоохранительных органов. Всё и все по форме от проверки билетов до прохода в зал «с сопровождением». Публику организованными малочисленными группами разводят по четырем (как потом выясняется) замкнутым павильонам. Павильоны выполнены из прочного картона, закрепленного на деревянном каркасе, и более напоминают коробку. По ходу действия коробка обретет все черты КПЗ, а зрители сплотятся как «сокамерники».

«Сказка…» эта родом из 90-х. К нулевым ее сюжет не утратил актуальности, напротив, оброс ассоциациями и личным опытом. Ее авторы известные киносценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов, чьи фильмы «Дюба-дюба», «Лимита», «Окраина» и др. остались и в истории российского кино, и в памяти зрителей. Стали и памятью о рано ушедших авторах. «Сказка…» из наброска обрела форму пьесы благодаря Михаилу Дурненкову, так нереализованный проект фильма получил воплощение по ту сторону экрана, на сцене. По сюжету дом некой гражданки Калашниковой вызывает повышенный интерес местной милиции. В доме этом по ночам слышны шум, гам, веселье и смех, а днем - тишина да покой. Но по соседству царят и царствуют милиционеры во главе с Махмудовым, который карает без суда и дань собирает без меры. Кто не под «крышей» Махмудова рискует остаться без крыши. Обложить оброком вознамерился он и Калашникову и ее якобы притон, но не тут-то было. Схлестнулись сила власти и сила неподвластная, мистическая. Одна из сил в спектакле нечистая. Какая из двух – решать зрителям.

«Я к тебе не как Махмудов пришел, я к тебе как закон пришел. Как власть, как всё, что тебя вырастило, одело, обуло, человеком сделало. Я теперь как Родина твоя и нет кроме меня никого тебе ближе.», - приказывает Махмудов одному из своих нанятых опричников Некрасову (Иван Ивашкин/Артем Быстров) найти способ одолеть неуязвимую ведьму Калашникову. «Ведьма» насылает на Махмудова порчу: лишает силы, не властной, но мужской. «Ничего! Главное, чтоб душа была большая», - рассуждают проститутки, ублажающие куклу Махмудова. Свита вызывает батюшку снять сглаз. Тот высылает заговор смс-кой, потом проводит языческий обряд, читая заклинание про «уд», но чуда не происходит...

В вотчине Махмудова батюшка, как и древние этруски, заповедует «роем жить». В доме Калашниковой нет ни закона, ни беззакония, нет ни строя, ни иерархии. Из затхлости и «камерности» КПЗ зрители попадают в магический мир «нехорошего дома», не покидая своих мест: темницы рушатся, стены прорубают, картон разлетается прочь. Разделенные на группы во владении Махмудова зрители объединяются в доме Калашниковой. Публика реагирует на трансформацию пространства крайне эмоционально: машет друг другу, радуется новым лицам по сторонам и напротив. Мир Махмудова подавляет эмоции, Мир Калашниковой открывает им простор. Зрители теперь не только слышат, но и видят происходящее, зрительный ряд, который ранее предстояло домыслить, дорисовать, теперь предстал пред очи. Мгновение и публику ослепляют яркой вспышкой. Еще мгновение мрак превращается в звездное небо – удивительный по красоте эффект, для которого не нужны стереоочки. Марина Калашникова (впечатляющая Наталья Кудряшова) поет a cappella то ли заклинание, то ли молитву. Голос рождает то мелодию, то обрывки и фрагменты фраз, какофонию звуков. Пространство заряжается, околдовывается, заволакивается энергией, гипнозом, маревом и кажется финал этой страшной сказки, как и преодоленный мрак сцены, имеет шанс на свет. Иллюзии, впрочем, сродни картону и рушатся с очередным появлением на сцене Махмудова. Оказывается, что даже если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно. Махмудов пуще прежнего желает не пожелавшую его женщину, ибо по закону право на нее имеет. У него на то бумага с красной печатью, а против печати (не люцеферовой, гербовой) не попрешь. Так зрители, уже отвыкшие от стен, вдруг отчетливо начинают видеть каркас конструкции и понимают - они в клетке. Все вместе, но в клетке. Много дверей вокруг, но выхода нет. Тут-то и осознаешь, что иной раз лучше сто раз услышать что там за стеной, чем один раз упереться в нее.

Звездное небо над головой рассеивается, нравственный закон истлел еще раньше. Нравственность здесь не по нраву. Проводник из мира Махмудова в мир Калашниковой – Некрасов путешествует как хоббит туда и обратно, но, когда ему предстоит сделать выбор с кем и где оставаться, тут-то и откроется, что для мира Калашниковой у него душа мелка. Ему по службе «добра желать не полагается», вот оно и выветрилось из сердца и отторгается, не приживается вновь. Некрасов предает открывшую ему свой мир,- эту истину ему откроет Махмудов, при всей своей мерзости человек верный. Из последних сил взывает к Калашниковой Махмудов, обращая к ней свою песнь песней: «Любовь моя как серп, а руки мои как наждачная бумага. Поцелуи мои вырывают куски мяса, а объятья мои срезают кожу и пускают кровь». Но как Мидас прикосновением все обращал в золото, так и прикосновение Махмудова все умерщвляет: в его объятиях оказывается кукла Калашниковой: тело одолимо, душа неуловима. Обманула, ведьма.

Из «Сказки о том, что мы можем, а чего нет» в очередной раз выяснилось, что мы можем любить, творить чудеса (а любовь это чудо), а можем топтать и уничтожать, следуя примеру сверху, отказываться от любви и ходить по клетке. «…а чего нет» становится ясно, когда зрители, покинув зал, выходят на улицу. Воздух свеж, дышится свободно, но воспоминания о душном «коробке» наводят на мысль, что вокруг нас очередная иллюзия: неужели из коробка вновь в коробку? Так что же вокруг: широкий простор или периметр?

ГДЕ: МХТ им. А.П. Чехова, ст.м. «Охотный ряд», Камергерский пер., 3

КОГДА: 25, 26 октября; 2,6 ноября

Цена билетов: 1000 руб.

Афиша театра - здесь

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также