Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Земля леопарда14 октября 2013 17:15

Для спасения редких животных строят экологический тоннель

В национальном парке «Земля леопарда» побывал глава администрации президента Сергей Иванов [видео]
С помощью фотоловушек, которые держит в руках Сергей Иванов, ученые отслеживают популяцию и пути миграции редких пятнистых кошек.

С помощью фотоловушек, которые держит в руках Сергей Иванов, ученые отслеживают популяцию и пути миграции редких пятнистых кошек.

- Проблем еще много, но результаты уже есть - ситуация улучшается, - заявил Сергей Иванов во Владивостоке на совещании, посвященном сохранению популяции амурского тигра и дальневосточного леопарда.

- Нам удалось существенно продвинуться в борьбе с незаконной добычей и, что важно, оборотом исчезающих видов животных, - сообщил глава администрации президента. - Теперь браконьерам, а также тем, кто попадется на транспортировке любых частей редких животных, грозит уголовная, а не административная ответственность. Существенно увеличены и штрафы за нанесение вреда зверям, занесенным в Красную книгу. Охотничьи инспекторы теперь могут сами, без привлечения полиции, осматривать автомобили, изымать оружие, составлять акты.

А вот с сохранением лесов в ареале обитания диких кошек дела обстоят не очень. А это одно из базовых условий сохранения популяции. Много еще проблем в лесном хозяйстве - редкие, дорогие леса хищнически уничтожаются на потребу соседних стран. В результате, помимо прочего, страдают и представители животного мира.

- С этим надо бороться жестко, - заявил глава администрации президента.

На кошачьей тропе

Чтобы следить за популяцией леопардов, нужны научные исследования. И сейчас они ведутся весьма активно. Сергей Иванов побывал в национальном парке «Земля леопарда», в сопровождении ученых прошел по кошачьей тропе и даже был запечатлен на установленной там фотоловушке.

- Сколько еще нужно таких приборов? - поинтересовался глава администрации президента.

Как оказалось, для мониторинга популяции леопарда этого количества вполне достаточно, а вот для изучения тигров нужно еще 125 - 150 штук. Сергей Иванов пообещал помочь ученым.

Свет в конце тоннеля

Автодорога Хасан - Раздольное пролегает аккурат между особо охраняемыми территориями: справа располагается национальный парк «Земля леопарда», а слева - заповедник «Кедровая падь». А на 76-м километре трассы в районе Нарвинского перевала пролегают пути миграции леопардов.

Дорога - важная магистраль, имеющая большое экономическое значение, но при этом надо обеспечить условия для исчезающих хищников. Еще в 2010 году было принято решение о строительстве тоннеля под Нарвинским перевалом. Это первый экологический тоннель в России - он строится закрытым способом, чтобы не нанести вреда животным, обитающим на заповедной территории.

Неудивительно, что Сергей Иванов во время своего визита во Владивосток посетил этот уникальный объект, ведь именно он еще в 2010 году инициировал его строительство.

- Тоннель начнет работу в августе 2014 года, - отрапортовали строители. - Финасирование исправно обеспечивают федеральный и краевой бюджеты, вся необходимая техника есть.

ДОСЛОВНО

Сергей Иванов: «Не могу смотреть на диких зверей в клетках»

- Сергей Борисович, почему вы занимаетесь сохранением дальневосточных хищников?

- Это как баскетбол, я готов говорить о леопардах часами. Впрочем, я люблю и тигра, и гепарда, и льва. Вообще люблю живую сущность. С возрастом приходишь к печальному выводу, что с котами и собаками комфортнее, чем с иными людьми. Собака - лучший друг человека, она никогда не предаст. С котами тоже неплохо все обстоит.

Природу надо сохранять, и я делаю то, что могу. Прикладываю все силы, чтобы и через три, десять поколений леопарды оставались жить.

- Чья была идея создать специальное подразделение в МВД по борьбе с браконьерами?

- Моя. И не только ради леопардов. Так по жизни сложилось, что я больше по заграницам ездил, а Россию не знал. Лишь когда стал министром обороны, начал ездить по России. Так вот я узнал, что у нас есть леопарды… Это красивая, грациозная, хитрая и очень трудная для разведения кошка.

- Вы как-то сказали, что полюбили леопардов, потому что в Африке жили два года.

- Я много где жил за границей. Жил и в Африке. Там, кроме как выезжать в национальные парки в свободное от работы время, больше делать нечего. Выезжаешь и смотришь. Никогда не пойду в зоопарк, даже если мне заплатят деньги; не могу смотреть на диких животных в клетках. Когда их видишь в живой природе - после этого в зоопарк уже не пойдешь.

Фото: национальный парк «Земля леопарда».

- Не из этого ли родилась идея снять в парке «Земля леопарда» фильм про этих животных?

- Я вижу своей главной задачей сохранить то, что осталось. Сейчас там на 10 котят стало больше. Принятые законодательные и финансовые меры позволили создать первый российский национальный парк, где за браконьерство сажают. Впервые, кстати, в нашей истории. Где животным позволено на определенной территории то, что они должны делать. Надеюсь, на этой территории смогут выжить до ста леопардов.