2016-08-24T03:05:02+03:00

О красноярских комсомольцах и строительстве трассы «Абакан-Тайшет»

Слушайте, товарищи потомки…
Василий Гришаев (слева) и Юрий Афанасьев (справа)Василий Гришаев (слева) и Юрий Афанасьев (справа)
Изменить размер текста:

Вот уже более 20 лет не су­ществует в нашей стране комсомола как самой мас­совой молодёжной органи­зации. В 2013 году ВЛКСМ мог бы отметить 95-летие, но увы… Как бы то ни было, по традиции «старые комсо­мольцы» обязательно в уже не существующий праздник Дня рождения комсомола — 29 октября — будут вспоми­нать свою молодость. Есть что рассказать и доктору истори­ческих наук, профессору СФУ Василию Васильевичу ГРИ­ШАЕВУ. Его «ударное» комсо­мольское прошлое отмечено строительством Тейского железного рудника и трассы мужества «Абакан-Тайшет».

В эпицентре

Со второй половины 50-х годов в стране начало набирать обороты движение «Всесоюзные ударные ком­сомольские стройки». В 1957 году ЦК ВЛКСМ направил трёх выпускников исторического факультета МГУ им. Ломоносова на комсомольскую рабо­ту в Красноярский край. Был в их чис­ле и Василий Гришаев.

— Добирались мы до Краснояр­ска поездом целых пять суток, — вспоминает профессор. — Вместе со мной в город на Енисее отправились Юрий АФАНАСЬЕВ (ныне известный историк, политик, идеолог, акаде­мик РАЕН) и Жан ТОЩЕНКО (доктор философских наук, профессор, социо­лог). Я родом из Пензенской области, Афанасьев — из Ульяновской, а То­щенко — из Брянской. На карте СССР мы видели, какой огромный Красно­ярский край, и знали, что здесь нахо­дится эпицентр ударных комсомоль­ских строек (по их количеству край уступал только Украине). Не случайно в сентябре 1963 года здесь, на крас­ноярской земле, состоялся слёт мо­лодых строителей Сибири и Дальнего Востока с участием Юрия ГАГАРИНА.

Помню, знаменитый Норильский горно-металлургический комбинат оказался в критическом состоянии в связи с тем, что истощились раз­веданные запасы руды. К счастью, недалеко от Норильска геологи обна­ружили знаменитое Талнахское ме­сторождение. На освоение был бро­шен большой десант комсомольцев из Ленинграда, затем там началось освоение газового месторождения Мессояха. Молодёжь строила рудники «Октябрьский» и «Комсомольский» в Заполярье, прокладывала в крае же­лезные дороги, возводила Ачинский глинозёмный комбинат, Краснояр­скую ГЭС, Красноярский алюминие­вый завод. В основном руками ком­сомольцев построена и крупнейшая железная дорога Абакан-Тайшет протяжённостью свыше 640 км. Эта дорога одной из первых была объяв­лена XIII съездом ВЛКСМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Первый урок, или Соловья баснями не кормят

— Первая задача, которую поста­вил ЦК ВЛКСМ перед нами, вчераш­ними выпускниками МГУ, — побы­вать на первом Всемирном фестивале молодёжи и студентов и рассказать о нём молодёжи края, — вспоминает Василий Васильевич. — После фору­ма я сразу же поехал на поля Емелья­новского района, просвещать комсо­мольцев. А урожай зерновых в 1957 году был отменный! Собрал большую группу ребят и рассказываю им о фестивале. Вдруг подъезжает к нам ГАЗик, из него выходит человек в кир­зовых сапогах и фуфайке, подходит ко мне и за плечо трогает: «Что вы здесь делаете?». Я отвечаю: мол, инструк­тор крайкома комсомола, приехал на поле, чтобы рассказать молодёжи о всемирном фестивале. А он мне на небо показывает, дескать, — там тучи, и людям надо поторопиться, иначе дождь намочит валки, и сгниёт хлеб. Ну, я беседу быстренько свернул. По­том спрашиваю потихоньку у ребят: кто это такой? А в ответ слышу: «Пер­вый секретарь крайкома партии Ни­колай Николаевич ОРГАНОВ!».

Страна решала продовольствен­ную проблему, и в Хакасии предсто­яло убрать зерновые на площади по­рядка 800 тысяч гектаров. Поэтому я дневал и ночевал на полях.

— Опять о всемирном фестива­ле рассказывали?..

— Нет! (смеётся). Между комсо­мольцами и хозяйственными работ­никами часто возникали конфликты. Приходилось разрешать эти споры. В то время в Абакане мы выпускали приложение к газете «Советская Ха­касия», информационный бюллетень под названием «За хлеб!». Вместе со мной материалы в газету готовили талантливые журналисты — выпуск­ники факультетов журналистики из Москвы и Свердловска.

Потом в стране произошла хру­щевская административная рефор­ма 1962 года. Партийные и государ­ственные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. Всё раздвоилось: крайком КПСС, профсоюзы… Делили, чтобы сократить аппарат, а получилось нао­борот. Накануне этой «делёжки» меня избрали вторым секретарём Хакас­ского обкома комсомола, и я получил право бывать на всех пленумах, по­этому хорошо знал ситуацию в целом по краю.

Вместе — сила

Сейчас Василий Васильевич с улыбкой вспоминает, как за актив­ное участие в строительстве Трас­сы мужества ЦК ВЛКСМ наградил Хакасский обком комсомола новень­ким внедорожником ГАЗ. Но машина до адресата дошла не сразу:

— Автомобиль гнали через Крас­ноярск, а там решили: зачем в Хака­сию машину отправлять? Оставим лучше себе! Когда я это узнал, по­звонил в краевой центр и пригрозил, что расскажу о противоправном дей­ствии в ЦК ВЛКСМ. Вернули сразу. Машина для обкома была спасением. На этом ГАЗике я объездил почти все рабочие посёлки Хакасии. В одну из таких поездок на строительство Тей­ского железного рудника мы попали в зону лесного пожара. Дело было летом. Едем, вдруг видим — пламя. Лес горит, жуткий гул, треск, жара — дышать нечем. Что самое страшное: пожар был и верховой, и низовой, а значит, опасность оказаться в ло­вушке очень высока. А тут ещё дорога гравийная — быстро не поедешь. Но каким-то чудом нам удалось выско­чить …

Вспоминается мне ещё одна исто­рия. В ходе предвыборной кампа­нии в областной совет я встречался с избирателями Тейского железного рудника, и молодёжь стройки об­ратилась ко мне с просьбой помочь уладить один конфликт. Непростые отношения сложились у комсомоль­ского штаба и секретаря комитета комсомола Георгия ПОСТНОВА с на­чальником треста «Тейрудстрой». В посёлке Тея, где жили ребята, не было ни клуба, ни стадиона. Вот молодёжь и решила своими силами построить эти объекты и благоустроить терри­торию, но понимания у начальника треста не нашла.

Проводят, к примеру, воскресник, а руководитель технику не даёт, бо­лее того — вместо помощи вставляет палки в колёса. А человек был очень авторитетный в партийных кругах. Ну, мы собрали комсомольский ак­тив и подвергли его резкой критике. После собрания руководитель треста подошёл ко мне и грозно пообещал, что приложит все усилия, чтобы меня не избрали депутатом. На что я отве­тил: «Ничего вы со мной не сделаете! Комсомольцы — это основная часть избирателей, они проголосуют за меня. Если вы не пойдёте людям на­встречу — они могут разбежаться со стройки!».

— И подействовало?

— Совместными усилиями кон­такт был налажен. Вскоре началось строительство стадиона и Дома куль­туры. Видимо, начальник треста по­нял, что конфликтовать со штабом и комитетом комсомола — бесполезно. За нами — сила!

Номенклатура

«Комсомольские стройки — это хорошая школа жизненного опыта и кузница кадров, — утверждает про­фессор Гришаев. — Фактически все бывшие начальники штабов комсо­мольских строек сделали впослед­ствии неплохую карьеру. Взять хотя бы биографию Виктора ПЛИСОВА: с 1960 по 1963 год он занимал долж­ность первого секретаря комитета комсомола строительства Краснояр­ской ГЭС, а позже первого секретаря Дивногорского горкома ВЛКСМ. Впо­следствии — известный партийный деятель. В конце 80-х — начале 90-х он занимал пост заместителя мини­стра тяжёлого машиностроения СССР, далее работал вице-президентом ма­шиностроительного концерна "Хим­маш" в Москве».

Другой бывший комсомольский лидер — Константин ЧЕРНОВ (ныне секретарь совета ветеранов москов­ской группы красноярцев).

Из газеты «Красноярский ра­бочий» от 27.09.2008: «В 1958 году К. Чернов избран вторым, а затем и первым секретарём крайкома ком­сомола. Именно в это время усилился приток молодёжи на ударные стройки Красноярья. Константин постоян­но бывал там, глубоко вникал в суть проблем, вместе с хозяйственными руководителями и комсомольским ак­тивом принимал меры по преодолению недостатков. Комсомол проявлял все­стороннюю заботу о работе и быто­вых условиях прибывавшей на ударные стройки молодёжи».

С 1964 по 1968 год Чернов работал первым секретарём Центрального райкома партии Красноярска. Затем учился в Академии общественных наук в Берлине. После работал в ЦК КПСС и секретарём Красноярского крайкома партии. В начале 80-х го­дов Константин Михайлович стал дипломатом. Сначала он работал в советском посольстве в КНДР, затем — в ранге чрезвычайного и полно­мочного посланника в советском по­сольстве в ГДР.

Ещё примеры. Бывший секретарь комитета комсомола г. Норильска Ле­онид ИВАНОВ работал в должности министра сельского строительства РСФСР. Бывший первый секретарь Красноярского горкома комсомола Леонид СИЗОВ с 1986 по 1991 год — первый заместитель министра МВД СССР. Список можно продолжать…

К сожалению, трагично и нелепо оборвалась жизнь бывшего началь­ника штаба стройки Абакан-Тайшет Юрия Васильевича БЛОХИНА. После завершения строительства магистра­ли он работал в Хакасском обкоме партии, затем переехал в Красноярск, где участвовал в строительстве заво­да Сибтяжмаш, руководил крупным строительным управлением. В 1988 году, когда в Армении произошло сильное землетрясение, Юрий Васи­льевич с группой своих коллег вы­ехал в республику на восстановление разрушенных городов — Спитака и Ленинакана. Бывший комсомольский вожак и здесь проявил блестящие ор­ганизаторские способности. По окон­чании работ руководство Армении предложило ему возглавить крупный строительный трест в республике, но семья — сын и жена — не хотели уез­жать из Красноярска, и Блохин сильно по этому поводу переживал. Все во­просы, связанные со сменой работы и переездами, решались на собеседова­нии в ЦК партии, поскольку бывшие комсомольские лидеры — это номен­клатура. На такой вот беседе Юрию Васильевичу стало плохо с сердцем, и он скоропостижно скончался. Похо­ронили его здесь, в Красноярске.

Что ещё хочется отметить особо, вспоминая ударные комсомольские стройки, так это отсутствие деления по национальному признаку. Все жили одной большой семьёй: татары, армяне, евреи, немцы, латыши… Про­сто образец дружбы народов!

Расчёт или романтика?

Всесоюзная ударная комсомоль­ская стройка — дорога «Абакан-Тай­шет» — для Хакасского обкома ВЛКСМ была объектом № 1, где трудилось более 35 тысяч юношей и девушек со всего Советского Союза. Магистраль проходила через глухие горные и та­ёжные районы Восточных Саян. Стро­ителям пришлось перебросить через пропасти 3 высоких виадука, а через реки — 258 мостов. Для прокладки линии в горах пробито 9 тоннелей.

— Строительство трассы продол­жалось вплоть до 1965 года. На пути было много очень сложных горных участков, поэтому комсомольцам по­могали военные строители, — про­должает Гришаев. — Часть работ вы­полняли заключённые, в том числе бывшие узники ГУЛАГа (хотя к тому времени управление уже было ликви­дировано). Но всё же первую скрипку играли комсомольцы.

— Василий Васильевич, что, по-вашему, заставляло молодёжь сделать выбор в пользу неквали­фицированного труда на ударной стройке в дикой тайге? Деньги? Романтика?

— Я бы не сказал, что материаль­ный интерес… Хотя в пору тотального продуктового дефицита комсомоль­ские стройки снабжались продоволь­ствием в первую очередь, и зарплату государство выплачивало без задер­жек. Кстати, духовной пищей моло­дых строителей тоже не обделяли. Очень часто я покупал нужную мне литературу не в Абакане или Красно­ярске, а в каком-нибудь таёжном по­сёлке, где жили молодые строители. И даже в продуктовых магазинах были книжные отделы.

Но мне всё-таки кажется, что не деньги и не хорошее снабжение было главным. Решающую роль играли па­триотический настрой и юношеский романтизм. Сказывалась советская пропаганда — и песенная, и художе­ственная. Страна была на подъёме, и это не какая-то выдумка, а реаль­ность. Никто никого за руку не брал и не гнал на строительство под угрозой исключения из комсомола. По-моему, экономическая мотивация стала вы­теснять романтику только во второй половине 60-х годов, когда молодё­жи, приехавшей на стройки по ком­сомольским путёвкам, стали больше платить.

В 2008 году мы вместе с красно­ярским поэтом-песенником Алек­сандром Дмитриевичем ШЕМРЯ­КОВЫМ (к сожалению, не так давно ушедшим из жизни) проехали на поезде по легендарной трассе туда и обратно. От окошка не отходили, всё вспоминали…

У Александра Дмитриевича есть песня, посвящённая строителям до­роги Абакан-Тайшет… Он впервые побывал на стройке в 1964 году, вы­ступал в бригадах, разговаривал с мо­лодёжью. Так родился мотив будущей баллады в память об изыскателях, по­гибших при проведении работ, необ­ходимых для строительства будущей магистрали Абакан-Тайшет, — Алек­сандре КОШУРНИКОВЕ, Константине СТОФАТО и Алексее ЖУРАВЛЁВЕ — на стихи поэтессы Аиды ФЁДОРОВОЙ. С тех пор каждый год первого сентября в средней школе посёлка Кошурни­ково, в Курагинском районе, учеб­ный год начинают с исполнения этой баллады.

В 1968 году за цикл гражданско- лирических песен Александр Шем­ряков был удостоен краевой премии Ленинского комсомола, стал первым её лауреатом. Символично, что поэт и композитор появился на свет именно в День рождения комсомола — 29 ок­тября 1936 года.

— Василий Васильевич, чем Сибирь обязана комсомольским стройкам?

— Из аграрной провинции Сибирь превратилась в индустриальную тер­риторию. Стала бурно развиваться промышленность Иркутской области, Красноярского и Алтайского краёв, Новосибирской и Омской областей.

За промышленным ростом на­чалось увеличение культурного по­тенциала региона. Как тут не вспом­нить бывшего первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Стефановича ФЕДИРКО! Он хорошо понимал, что не хлебом единым жив человек. При Федирко в Красноярске практически одновременно началось строительство театра оперы и балета, института искусств (сейчас — Акаде­мия музыки и театра), концертных залов филармонии, музея Ленина (ныне — Культурно-исторический музейный комплекс), Дворца труда, Краевого дворца пионеров, театра музыкальной комедии.

Хранитель времени

Слёт по завершении строитель­ства Дороги мужества (так называют трассу Абакан-Тайшет) проходил в 1965 году, когда Гришаев уже учился в аспирантуре Академии обществен­ных наук при ЦК КПСС. Однако Васи­лий Васильевич побывал на том исто­рическом событии, ведь оно слишком много значило для него:

— Помню, что награды комсо­мольцам-строителям вручал второй секретарь ЦК ВЛКСМ Абдулрахман Халилович ВЕЗИРОВ, присутствовали на церемонии абсолютно все началь­ники хозяйственных подразделений. Ордена и медали получили свыше 700 строителей.

— Василий Васильевич, с высо­ты прожитых лет, что можете по­желать сегодняшней молодёжи?

— Не могу скрыть свою боль за то разрушенное, что когда-то с та­ким трудом создавалось нашим по­колением. Как это так? Крупнейшие предприятия края, строившиеся в невероятно тяжёлых климатических условиях усилиями народа, сегодня народу не принадлежат. Сливки сни­мают олигархи, а люди, которые под­нимали край, герои великих строек, еле сводят концы с концами…

Волнует меня и бесхозяйствен­ность. По чьему-то злому умыслу закрывается единственное пред­приятие в Дивногорске — завод низ­ковольтной аппаратуры, расположен­ный в непосредственной близости от Красноярской ГЭС, которая может давать ему дешёвую электроэнергию.

— Зато дорога Абакан-Тайшет оправдала надежды…

— Магистраль функционирует, но расположенные вдоль неё предпри­ятия также банкротятся.

Конечно, и в наши дни в крае есть крупные стройки, например, Богучанская ГЭС. Вот бы где развер­нуться молодёжной организации! Но, увы, ситуация после распада СССР изменилась, и ГЭС — не на­родная собственность. К сожалению, о патриотизме, в том смысле, как его понимали мы, сегодня говорить не приходится…

— Василий Васильевич, слыша­ла, что вы начали писать книгу воспоминаний…

— Это будет так называемая «Жи­вая книга» или «О чём говорят авто­графы». Я коротко буду рассказывать о том, кто, где и когда дарил мне кни­ги. Подарочных изданий в моей лич­ной библиотеке наберётся несколько десятков. Среди авторов — художни­ки, политики, журналисты, писате­ли… Например, Виталий ЛАРИЧЕВ — археолог, доктор исторических наук — презентовал мне свою публици­стическую книгу «Сад Эдема». Очень ценю подарок социолога, художника и музыканта Анатолия ЛОГВИНОВА и Михаила ДИВНОГОРЦЕВА «Былины и думы о Дивногорцеве, или Штрихи к портрету советской эпохи второй по­ловины XX в.». Не раз бывало, что я получал подарки в самых неожидан­ных местах. Например, повесть «Ка­сьянов бор» Михаил ПЕРЕВОЗЧИКОВ вручил мне в троллейбусе. Так, по крупицам, я храню время…

***

Биография доктора исторических наук, профессора Гришаева может проиллюстрировать целую эпоху: он вживую слушал маршала Георгия Константиновича ЖУКОВА, участво­вал в спортивном празднике 7 ноя­бря 1952 г. на Красной площади в г. Москве, провожал в последний путь «вождя всех народов» Иосифа СТА­ЛИНА, фотографировался с Никитой ХРУЩЁВЫМ, встречался и беседо­вал с первым космонавтом планеты Юрием ГАГАРИНЫМ, был делегатом XXVIII съезда КПСС — последнего съезда партии до её упразднения в 1991 году.

Досье

Василий Васильевич Гришаев родился 10 сентября 1935 г.

В 1952 г. поступил в МГУ, в 1957 г. направлен по распреде­лению в Красноярский край. С 1957 по 1961 гг.— второй, а затем первый секретарь Алтайского райкома Хакасской автономной области. С 1961 по 1964 гг. рабо­тал вторым, а позднее первым секретарём Хакасского обкома ВЛКСМ. В 1967 году окончил ака­демию общественных наук при ЦК КПСС, защитил кандидат­скую диссертацию. С 1 сентября 1967 г. — старший преподаватель кафедры общественных наук Красноярского филиала Ново­сибирского государственного университета.

С 1969 по 2009 г. заведовал кафедрой истории. Звание про­фессора присвоено в 1980 году. В 1994 году избран академиком Академии социальных наук РФ. Опубликовано свыше 70 работ, из них 5 монографий.

Вера КИРИЧЕНКО

СИБИРСКИЙ ФОРУМ интеллектуальный диалог май 2013 г.

Еще больше материалов по теме: «Проект КП-Красноярск: Комсомол»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также