2016-08-24T03:03:47+03:00

Древние петроглифы Сикачи-Аляна вскоре могут исчезнуть

Памятники древней культуры разрушают туристы - из 300 найденных 80 лет назад наскальных рисунков осталось 200
Фото: Оксана ШНИТУЛЕНКО
Изменить размер текста:

Петроглифов Сикачи-Аляна остается все меньше. Если в 30-е годы прошлого столетия ученые нашли и описали около 300 наскальных рисунков периода от мезолита (XII–VIII тыс. лет до н.э.) до средневековья (V–XVII в.в.), то сейчас их количество не превышает 200.

Чтобы выяснить, что происходит с уникальным культурным памятником, «Комсомолка» отправилась в Сикачи-Алян.

Для начала было решено просто прогуляться по берегу и постараться самостоятельно найти на валунах рисунки. Вода уже тогда стояла довольно высоко, но некоторые камни располагались далеко от Амура. К ним и отправились.

ВАРВАРСКОЕ ИСКУССТВО

Лавируя между кучками мусора, обходя костры многочисленных рыбаков из приезжих и местных и пристально вглядываясь в каждый камень, вскоре мы поняли, что найти среди варварских надписей типа «Вася - 2000» петроглифы довольно сложно. Свежие наскальные рисунки, в отличие от древних, выделялись яркостью и четкостью линий, а некоторые и вовсе были сделаны краской. Краской и мелом были обведены и некоторые исторические рисунки.

Проявляли вандалы и зачатки творчества - среди однотипных надписей, сообщающих имя варвара и дату его визита, красовались и более оригинальные рисунки - след человеческой ноги, раз в пять больше настоящего, голова в викингском рогатом шлеме, спираль...

- Тут некоторые приезжают на машинах, достают из багажника инструменты и пакостят, - видя наш интерес к надписям, вдруг поделился один из местных рыбаков. - И ничего ты с ними не сделаешь. Прогонишь отсюда - они чуть дальше пройдут и уже там выбьют свои рисунки.

- А зачем? - удивляемся мы.

- Да кто их знает? - пожимает плечами рыбак. - Я спросил одного такого, он сказал, что хочет помочь туристам. Настоящие-то рисунки, мол, не видно.

ТУРИСТЫ - ЗЛО или ДОБРО?

Чтобы понять это, отправляемся в местный музей - филиал Хабаровского краевого музея имени Гродекова.

- В сезон, с августа по октябрь, тысячи две-три туристов здесь бывает, - припоминает Светлана Оненко, заведующая музеем. - И наши, и иностранцы. В прошлом году аж из Австралии были на экскурсии, японцы заглядывают, американцы.

- Если петроглифы вызывают такой интерес, почему их не охраняют?

- А как это сделать? - вздыхает Светлана Николаевна. - Камни не принадлежат селу, они в федеральной собственности и средств на их охрану и содержания нам не выделяют. Учителя и ученики школы по собственной инициативе, случается, берутся за генеральную уборку. Иногда помогают местные предприниматели. А вот на охрану камней средств нет.

СЕМЬ БЕД и БЕЗ ОТВЕТА. - Когда там строили дамбу, проводили взрывные работы, а потом возили валуны. Так что часть глыб с наскальными рисунками стала строительным материалом, другая часть и вовсе погибла. А еще у нас в районе малышевского кладбища было поселение Мухэ, располагавшееся на утесе. По склонам этого утеса тоже были древние рисунки. Сейчас там карьер, из него возят на берег гравий, грузят на баржи. Так, вот этим гравием засыпана почти половина утеса с рисунками. А как проверить, уцелело там что-то или нет?

СИКАЧИ-АЛЯН НЕ ОДИНОК

Кроме известного и самого крупного памятника древней культуры, в крае было обнаружено еще шесть. Об этом "КП-Хабаровск" рассказала Зоя Лапшина - кандидат наук, доцент кафедры теории и истории культуры Хабаровского государственного института культуры.

- Основная часть наскальных рисунков расположена в бассейне Уссури-Алян. Там самая полная коллекция рисунков всех эпох. В других местах их гораздо меньше. Например, они есть у сел Калиновка, Шереметьево, Кедрово, на реке Кия Лазовского района и на Чертовом плесе у Переяславки. А еще на реке Сукпай, причем рисунки там не выбиты, а нарисованы. Так называемые писаницы, выполненные красной охрой.

Среди рисунков встречаются и маски. Что любопытно, это предшественники тех масок, которые в были найдены в Северной Америке. Ведь именно туда двинулись с Дальнего Востока древние переселенцы-палеоазиаты, унося с собой и традиции в искусстве. На остальной территории России личины практически не встречаются. Это достояние только нашего региона.

- Особенность нижнеамурских петроглифов - их сюжет, - продолжает Зоя Лапшина.- В основном это животные. И это очень интересно, так как почва нашего края не сохраняет скелеты. Пара-Аляне есть рисунки, выполненные в так называемом «пластическом стиле» - солнце, кони и кошачьи, причем кони по своим формам похожи на кошачьих, настолько плавны линии, их изображающие. Я ищу и не нахожу аналогии подобных рисунков, - удивленно разводит руками Зоя Лапшина. - Еще одна загадка - рисунки на реке Май VIII-IX века. Ближайший их аналог находится в Восточной Европе. А всего в Сикачи-Аляне насчитывается 13 стилей рисунков, принадлежащих разным временным периодам - от ледникового до раннего средневековья. Большего такого разнообразия нет нигде. Многие из работ древних художников хранят тайны, которые еще предстоит разгадать, чтобы объяснить их появление. Вот поэтому важно сберечь эти петроглифы.

НИКОМУ НЕ НУЖНОЕ БОГАТСТВО

- Сейчас петроглифы Сикачи-Аляна - памятник федерального значения. Он охраняется государством. По закону село не имеет к нему никакого отношения, - объясняет Зоя Лапшина. - Как мне рассказывала глава администрации села Нина Дружинина, раньше, до 2003 года, они еще могли как-то законно охранять петроглифы, но потом древние рисунки перешли в ведение федеральной власти и сельчанам запрещается что-либо делать с ними. А у государства не доходят руки. Некоторое время назад инициативные группы пытались включить этот памятник в число охраняемых ЮНЕСКО, собирали все необходимые бумаги, но процедура эта сложная и дорогостоящая, так как ЮНЕСКО для включения в свои списки требует, чтобы вокруг памятника уже была хорошо развита инфраструктура, чтобы он охранялся и заботливо поддерживался. Необходимо, чтобы общественность знала и активно участвовала в сохранении памятника... Много чего необходимо соблюсти, но главным непреодолимым пока препятствием стала сумма, которую нужно внести, чтобы петроглифы включили в список памятников ЮНЕСКО.

В этом году работа по изучению петроглифов была прервана наводнением. Амур затопил даже стоящие на некоторой возвышенности стелы. Верхнюю - полностью, от нижней из воды торчало не больше 40 сантиметров. Оценить причиненный паводком ущерб образцам древнего искусства планируют в следующем году. Но уже сейчас одного взгляда достаточно, чтобы понять - карту расположения петроглифов придется составлять заново. Часть валунов с рисунками паводок отнес ниже по течению, часть перевернул, скрыв рисунки. Неизвестна и судьба других петроглифов, расположенных на территории края. К ним экспедиции также отправятся только в следующем году.

ЮНЕСКО

Международная организация начала интересоваться памятниками природы и культуры всемирного значения с 1972 года, когда была подписана Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Концепция Конвенции состоит в том, что договорившиеся государства отвечают за его сохранность совместно, но каждое на своей территории, за счет собственного бюджета. Помощь оказывается при необходимости.

Дополнительные средства на сохранение и восстановление могут быть выделены фондом ЮНЕСКО для объектов, внесенных в списки подвергающихся угрозе уничтожения. Также организация может предоставлять необходимое для изучения оборудование, экспертов и проводить обучение персонала.

На 2012 год в списках ЮНЕСКО 981 объект, из которых 25 находятся в России. Ближайшие к Хабаровскому краю - заповедники Сихотэ-Алинь в Приморском крае и острова Врангеля на Чукотке, вулканы Камчатки и природный парк Ленские столбы в Республике Саха (Якутия-Алян находятся в предварительных списках ЮНЕСКО с 2003 года и решения по ним все еще нет.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также