Происшествия

Пилоты обсуждают крушение «Boeing» в Казани: «Основная причина современных авиакатастроф – слепое доверие автоматике»

Возможно, причиной авиакатастрофы стал не отключенный автопилот

Александр Ерофеев - действующий пилот-инструктор одной из крупных российских авиакомпаний, командир Boeing 737. Имя пилота изменено: «Мир авиации тесен», - объясняет он, намекая на то, что не хочет неприятностей. На этом типе самолетов он отработал 7 лет, налет 5 000 часов.

С коллегами он обсуждает страшную катастрофу, задаваясь тем же вопросом: как мог «Boeing» ТАК сесть, что его буквально размазало по земле?

- Говорят, 23 года – это уже старый самолет. Не старый, все зависит от того, как происходит его обслуживание. В США, например, DC-3 – один из «вечных аэропланов» - летает с 30-х годов прошлого века и прекрасно себя чувствует при должном обслуживании.

Просто так «Boeing» не падает вертикально, под углом 90 градусов, носом вниз, - как это случилось в Казани. Он может лететь на одном двигателе, выполнять на нем уход на второй круг. И даже, если у него откажет и второй двигатель, он может какое-то время планировать, сохраняя определенную скорость, дотянуть до аэродрома. Нужно приложить усилия, чтобы его уронить.

Как пример, аварийная посадка «Airbus» на воду Гудзона в Нью-Йорке в 2009 году: самолет на взлете столкнулся со стаей птиц, оба двигателя вышли из строя, но пилот смог посадить лайнер. Кстати, до этого считалось, что самолет с нижним расположением двигателей, как у «Airbus» и «Boeing» нельзя посадить на воду, тем не менее, пилот смог это сделать.

- По статистике – как часто падают «Boeing»?

- Существуют три типа вранья: большая ложь, маленькая ложь и статистика.

«Boeing 737» - это самый распространенный узкофюзеляжный лайнер в мире. То есть, в принципе, они выполняют больше всего полетов. И естественно, больше всего катастроф происходит с ними.

- Самолеты иностранного производства, приобретаемые российскими авиакомпаниями – в каком они состоянии?

- Когда «иномарки» только стали появляться в России - в основном это были старые, подержанные самолеты. Сейчас они свой ресурс «вылетывают», их меняют на новые самолеты. Но это в крупных авиакомпаниях, а в маленьких – да, летают на достаточно «бэушном». У разбившегося «Boeing» «Татарстан» был восьмым владельцем.

- Летевшие на этом «Boeing» в Москву, говорят, что даже изнутри самолет выглядел довольно изношенным – не откидывались сиденья, столики, самолет трясло…

- Это субъективное мнение «офисного хомячка», который говорит «У нас крылья тряслись из-за турбулентности!» Вчера разговаривал с коллегой, он делал посадку в Москве. Сейчас там, как и в Казани, около земли дуют сильные боковые ветры. Сильный ветер, большая турбулентность – это абсолютно нормальное явление для авиации. В Казани погода была не идеально летной, но и не критической.

- Сейчас в России существует дефицит пилотов. Это нормально, что многие пилоты – это бывшие штурманы и бортмеханики, переученные из-за острой нехватки кадров?

- Пилотов в принципе – достаточно, но готовых и подготовленных - мало. В 2009 году в России была разработана программа о переподготовке авиационных специалистов. Штурманов и бортинженеров переучивали на пилотов.

Самолеты стали двухэкипажными: раньше экипаж состоял из четырех-пяти человек – командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер, штурман, на Ил-62 был еще радист.

Но с введением автоматики самолеты стали двухчленными – командир и второй пилот, все.

Бортинженеров и штурманов не стало, их функции выполняют пилоты и автоматика.

В Воздушном кодексе сказано, что командиром воздушного судна является лицо, имеющее свидетельство пилота-летчика. А также прошедшее подготовку, имеющее опыт для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. И какая разница, кем я был до этого, если я имею свидетельство пилота и надлежащую подготовку? Правила и программа подготовки утверждены правительством и Федеральным агентством воздушного транспорта. Там четко расписано, сколько часов нужно налетать, чтобы быть вторым пилотом, а сколькими часами налета и какими навыками нужно обладать, чтобы стать командиром воздушного судна. Во всем мире так.

И говорить, что бывший бортинженер или штурман не смогли сориентироваться, потому, что не были пилотами изначально… Пилотами изначально не рождаются, ими становятся. При определенной подготовке практически любого человека можно научить летать.

- Переутомляемость пилотов могла стать причиной авиакатастрофы в Казани?

- Есть приказ Минтранса №139 по рабочему времени, где расписаны нормы. Но в больших авиакомпаниях это соблюдается с большой натяжкой. Учитывая, что это длится изо дня в день… Очень тяжело.

Но думаю, в Казани произошло совсем другое.

Анализ катастроф показывает: основная причина современных авиакатастроф – слепое доверие автоматике и автоматизированным системам. Катастрофы чаще всего происходят по типу «управляемый полет в землю»: полностью исправная техника, абсолютно адекватный экипаж, а самолет падает.

Возможно, произошло следующее: уходя на второй круг, пилот нажимает кнопку «TOGA», чтобы перевести двигатели на взлетный режим для набора высоты, перед этим он должен отключить автопилот и перейти на ручное управление. Если он этого не сделает, автопилот штатно отключается, и на какое-то время получается, что самолетом никто не управляет.

Взлетная тяга двигателей поднимает нос самолета вверх, он встает вертикально, из-за этого происходит потеря скорости и самолет «сваливается». В данном случае - при боковом ветре - вбок. Боинг делает «полубочку» (переворот через крыло) и врезается в землю.

На тренажере вывести самолет из такого положения удается только 30 процентам пилотов.

Но это сугубо моя версия, кто я такой, чтобы ее высказывать! Что произошло на самом деле, покажет расшифровка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Сети появилось видео момента падения Boeing 737 в Казани. Отчетливо видно, как падает самолет (Читать далее)

Разбившийся в Казани самолет не мог с первого раза сесть и в Москве. На данный момент рассматриваются две версии причин катастрофы - ошибка пилота и техническая неисправность (Читать далее)

КРОМЕ ТОГО

Случайные очевидцы взрыва Боинга в Казани: хлопок был очень сильным. Автолюбители, которые двигались по трассе, ведущей от аэропорта до Казани, говорят, что взрыв самолета был довольно мощным (Читать далее)

МЧС опубликовал полный список погибших (Читать далее)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Сын президента Татарстана отговорил лететь с ним жену, которой оставался месяц до родов. Ирек Минниханов возвращался из столичной командировки (Читать далее)

В авиакатастрофе разбился казанский гений, который в 13 лет поступил в ВУЗ. Вундеркинд Мстислав Камашев летел домой к беременной жене. О Мстиславе Камашеве весь Татарстан заговорил в 2000 году. Шутка ли? Тринадцатилетний мальчишка поступил в Казанский государственный университет на факультет вычислительной математики и кибернетики (Читать далее)

В авиакатастрофе погиб глава ФСБ Татарстана Антонов Александр. Он возвращался в Казань из рабочей командировки (Читать далее)