Новая версия крушения авиалайнера в Казани: Пилот сажал самолет с заклинившим рулем высоты
Мы продолжаем разбираться, что же все-таки на самом деле стало причиной крушения «Боинга» в аэропорту Казани 17 ноября.
Задача известна: за 500 метров до полосы пилот доложил диспетчеру о непосадочном положении, запросил «уйти на второй круг». Почти через минуту самолет вошел носом в землю.
Так что же произошло?
Не в пользу пилотов говорит тот факт, что оба летчика - «перевертыши». Именно так на профессиональном жаргоне называют пилотов, которые переучиваются на летное дело из других смежных специальностей. Рустем Салихов изначально работал штурманом, а Виктор Гуцул - бортинженером. Авиакомпании, как правило, ставят в экипаж каждого борта пилота со специальным авиационным образованием. Но тут уже претензии к авиакомпании «Татарстан».
С другой стороны, каждый из пилотов имел немалый налет. Да и коллеги всячески хвалили летчиков.
Несмотря на это, многие эксперты утверждают, что пилот не справился с ручным управлением, когда заходил на второй круг. А вот тут внимание! В переговорах с диспетчером аэропорта, еще только заводя лайнер на посадку, командир экипажа сообщил о непосадочном положении. Не значит ли это, что уже при подлете к взлетке в первый раз что-то пошло не так?
- Скорее всего, заклинило руль высоты, - рассказал нам источник в комиссии по расследованию причин авиакатастрофы в Казани, уточнив, что раньше с подобной проблемой сталкивались и на советских самолетах.
А еще сказал, что в этот момент «пропала вся механическая информация». То есть приборы ничегошеньки не показывали. Иными словами, пилот «ослеп». Видимо, о проблеме с рулем высоты он знал еще при первой попытке приземлиться. Именно поэтому и принял решение рискнуть и уйти на второй круг, переведя самолет в ручное управление - чтобы попробовать сесть без руля высоты.
В момент, когда диспетчер дал добро на второй круг, пилот нажал кнопку TOGA, и автомат мгновенно изменил конфигурацию самолета с посадочного режима на взлетный. Но и ручное управление не спасло положение.
- Мы не сядем, - лишь констатировал Салихов.
По данным источника, экипаж ничего не мог сделать, чтобы спасти пассажиров. Ведь именно заклинивание руля высоты приводит к сваливанию в штопор - самолет вертикально входит в землю. Падает подъемная сила, и машина падает. «Боинг-737» боролся за жизнь несколько секунд. Но шансов избежать катастрофы уже не было.
СПРАВКА «КП»
Что это такое?
Заклинивание - это чрезмерное увеличение нагрузки на ручку управления рулем высоты из-за роста скорости полета самолета. 3аклинивание руля высоты появляется, например, в случае затягивания в пикирование, для вывода из которого при взятии ручки на себя не хватает усилий летчика.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Речевой «черный ящик» нашелся
Мы уже писали, что на месте был найден только один «черный ящик» - параметрический, который фиксирует показания приборов. А с речевым самописцем, пишущим разговоры в кабине пилота, вышла странная история. Следователи обнаружили только внешний защитный бокс. Он был расколот и пуст. Внутри должен был быть собственно сам самописец - мини-компьютер, который пишет разговоры. Вчера его нашли. Обнаружили его в ангаре, куда отнесли большую часть обломков самолета. Теперь, возможно, получится узнать, что происходило в кабине пилотов в последние минуты. Самописец отправили в Москву для обработки имеющейся на нем информации.
Фото: РИА Новости
ТРАУР
Пока частично опознаны только 15 тел. В морг судмедэкспертизы доставлены 523 фрагмента тел погибших. Исследован 101 фрагмент. У 49 родственников отобраны пробы ДНК для проведения процедуры идентификации личности. Пока не удалось установить только близких гражданки Великобритании. Запрос направлен через посольство РФ в Великобритании, но ответа пока нет.
ПАМЯТЬ
Мы создали мемориал. Это фотографии погибших в «Боинге» и короткие рассказы о них. Только про нескольких человек мы ничего не знаем. Вы можете написать о них добрые слова сами.