Происшествия

Самолет в Казани разбился из-за ветра и неопытности пилотов?

Крушение «Боинга-737» унесло 50 жизней. Мы спросили экспертов: почему это случилось и что происходит в нашей авиации?
Место крушения «Боинга». Самолет врезался в землю вертикально.

Место крушения «Боинга». Самолет врезался в землю вертикально.

Пятьдесят человек. 44 пассажира и шесть членов экипажа. Когда самолет вертикально врезается в землю, шансов остаться на ней нет ни у кого...

Вечером 17 ноября из московского аэропорта «Домодедово» в Казань вылетел лайнер Boeing-737 авиакомпании «Татарстан». На борту было 44 пассажира, то есть самолет летел полупустым. По расписанию он должен был приземлиться в Казани в 19.40. Но с первого раза сесть не смог. При заходе на второй круг самолет зашатался и через 10 минут рухнул на землю. За несколько секунд до этого летчики сообщили на землю о неготовности оборудования. «Мы не сядем!» - это были последние слова пилота перед крушением... От удара о землю топливный бак «Боинга» загорелся. Пылающий самолет тушили почти час.

Среди погибших - старший сын президента Татарстана Ирек Минниханов. За несколько месяцев до гибели он сыграл свадьбу с красавицей француженкой Антонией Гишар. Она часто сопровождала мужа в командировках. Но в этот раз Ирек не взял супругу с собой - все-таки восьмой месяц беременности...

На борту также был глава УФСБ Татарстана Александр Антонов, жена и дочь известного спортивного телекомментатора Романа Скворцова... Погибли жители Татарстана, Московской, Рязанской, Тюменской, Липецкой и многих других областей...

1. Почему это произошло?

- Сейчас сложно судить о том, что именно стало причиной катастрофы в Казани. Но любое авиационное происшествие держится на трех китах: действия человека, технические проблемы и условия окружающей среды, - говорит Рафаил Аптуков, президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов». - Как правило, к трагедии приводит не какой-то один из этих факторов, а их совокупность. Думаю, в данном случае тоже было так: кто-то недоработал либо на земле, либо в воздухе, плюс погодные условия были непростыми, к тому же вопросы может вызвать и подготовка воздушного судна к полету. Конечно, сейчас хотелось бы услышать от руководства авиакомпании «Татарстан» ответы на многие вопросы. Почему авиакомпанией руководит человек, который не имеет никакого отношения к авиации? Способна ли обеспечить безопасность полетов компания, авиапарк которой не насчитывает и десяти самолетов? Как происходит обучение, переобучение пилотов?

- Самолет несколько раз заходил на посадку. Это говорит о неблагоприятных погодных условиях, - считает Рубен Есаян, заслуженный летчик-испытатель, Герой России. - Возможно, пилоты не смогли нормально сесть из-за сильного бокового ветра. Помешать им могла и плохая видимость.

Не исключает погодную версию и Валерий Шелковников, президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов». И считает, что технические проблемы тут ни при чем.

- Думаю, претензии к состоянию самолета здесь могут быть необоснованны, - полагает Валерий Георгиевич. - Если бы были технические проблемы, они бы с большой долей вероятности проявились еще на взлете. По информации на данный момент, во время полета командир ничего не говорил об отказе техники. А вот погода хоть и была в пределах нормы, но развивалась неприятная для экипажа тенденция. Когда лайнер подлетал к аэродрому, видимость была в пределах 10 км, потом снизилась до пяти, появилась дымка. Плюс снег с дождем, порывы ветра до 12 м/сек. Затем перед самым заходом на посадку снизилось атмосферное давление и температура совпала с точкой росы - плюс 3 градуса - это условия для образования тумана...

К тому же, по мнению эксперта, на ситуацию мог повлиять и пресловутый человеческий фактор.

- По законам авиации, если пилот не видит полосу, он должен уйти на второй круг. Если и после этого не видит, нужно уходить на запасной аэродром. Почему он этого не сделал? Сейчас очень сложно ответить на этот вопрос. Конечно, командир не мог не знать, что на борту летят влиятельные люди. Возможно, этот фактор довлел над ним. Вспомним авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. Тогда пилот тоже не ушел на запасной аэродром - побоялся. А почему погиб генерал Лебедь? Ведь ему доложили, что в горах сложная погода, но он оказал давление на летчика, и случилась трагедия... Так что не исключаю, что в казанской трагедии может существовать и такая версия. Конечно же, никто не оказывал прямого давления на экипаж. Но, возможно, зная о том, что на борту находятся важные люди, пилоты пытались сделать все, чтобы посадить самолет по расписанию.

2. Почему 20-летний самолет продолжал летать?

- В Советском Союзе самолеты списывали после 15 - 18 лет эксплуатации, - рассказывает Валерий Шелковников. - Но в мире сейчас разное отношение к лайнерам с долгим сроком службы. Так, в авиапарках компаний США в силу разных причин немало старых самолетов, которые летают больше 20 лет. В России ведущие авиакомпании страны стараются обновлять свой парк. Но это их желание - закон не обязывает владельцев списывать лайнеры после определенного срока службы. Что же касается конкретного «Боинга», то при соответствующем техническом обслуживании он мог бы успешно летать и дальше.

- Для воздушного судна такого класса 20 лет - небольшой срок, - говорит бывший командир «Боинга» Владимир Кириллов. - Если, конечно, он вовремя проходит все регламентные работы и проверки. Ведь у каждого блока, находящегося на борту самолета, есть свой ресурс.

В Российской Федерации сегодня эти нормы жесткие. В некоторых странах они лояльнее относятся к этим вопросам. Те самолеты, которые к нам попадают из Европы, на порядок надежнее тех самолетов, которые к нам попадают из Латинской Америки, из США (не говоря уже об Уганде, где летал тот «Боинг»). Европейцы за своими воздушными судами следят серьезнее.

3. Насколько опытные пилоты управляли лайнером?

По словам бывалых летчиков и экспертов, в российской авиации сейчас существует недостаток квалифицированных кадров. Ведущих авиаперевозчиков страны это практически не касается: там и зарплаты на уровне, а значит, нет недостатка в классных пилотах. А вот в небольших компаниях проблема, по словам специалистов, стоит остро...

Общий стаж командира злополучного рейса Рустема Салихова - 21 год. Однако до недавнего времени на «Боингах» он был вторым пилотом.

- Летчик стал командиром этого корабля, имея налет на нем около 500 часов. Я считаю, этого мало, - говорит Валерий Шелковников. - Раньше, для того чтобы стать командиром экипажа, требовалось не менее 1000 часов налета.

Эта трагедия разбила несколько семей. В том числе и известных. Ведущий телеканала «Россия» Роман Скворцов потерял жену и дочь (фото слева). А президент Татарстана - сына (на фото Ирек Минниханов с женой, которой запретил лететь с ним на злосчастном рейсе

Эта трагедия разбила несколько семей. В том числе и известных. Ведущий телеканала «Россия» Роман Скворцов потерял жену и дочь (фото слева). А президент Татарстана - сына (на фото Ирек Минниханов с женой, которой запретил лететь с ним на злосчастном рейсе

4. Кто контролирует состояние самолетов?

- Во многом этот вопрос сейчас на совести самих авиа-компаний, - говорит Рафаил Аптуков. - Существует множество документов, по которым работают авиакомпании. Например, руководство полетной эксплуатации воздушного судна. В нем прописано все до мелочей: когда должны проводиться проверки, замена каких-либо комплектующих и т. д.

Но насколько строго в авиакомпаниях выполняются предписания всех этих документов? Зачастую это зависит только от владельца самолета. Конечно, есть контролирующие органы: Росавиация, Ространснадзор... Но в надзорных органах есть проблемы: не хватает инспекторов, низкие зарплаты...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Рейтинг стран по общему количеству катастроф со смертельным исходом в гражданской авиации, произошедших с 1945 года по сегодняшний день.

По данным американского агентства Aviation Safety Network.

По цифрам погибших в авиапроисшествиях за прошлый год Россия на третьем месте. По данным консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», в прошлом году авиакатастрофы унесли 93 жизни. При этом наша страна стала лидером по их количеству: четыре крушения самолетов за год. Вот первая десятка стран по числу погибших за 2012-й:

Нигерия - 159*

Пакистан - 127

Россия - 93**

Конго - 35

Непал - 34

Судан - 32

Украина - 5

Кения - 4

Перу - 4

Боливия - 3

* Учитываются катастрофы самолетов вместимостью 13 и более пассажиров в 2012 году.

** С учетом авиакатастрофы в Индонезии «Суперджета».

МЕЖДУ ТЕМ

Гендиректор авиакомпании «Татарстан»: «Зарплата пилотов 200-300 тысяч рублей в месяц»

Зарплата пилотов в авиакомпании "Татарстан" зависит от типов воздушных судов и составляет от 200 до 300 тысяч рублей в месяц, сообщил 19 ноября на пресс-конференции журналистам генеральный директор авиакомпании Аксан Гиниятуллин.

Такие деньги получают только пилоты. У командного и инструкторского состава другие зарплаты, уточнил гендиректор авиакомпании. (читайте далее)