Оскаровский лауреат Дензел Вашингтон сыграл главную роль в этом фильме.
До сих пор появляются новые версии авиакатастрофы в Татарстане, унесшей жизни 50 человек.
Как сообщил нам наш источник, имеющий отношение к комиссии по расследованию, не исключается, что во время посадки у «Боинга» заклинило руль высоты. Это случается либо из-за поломки какой-либо детали в механизме, либо из-за резкого пикирования, когда усилия на ручку управления увеличиваются настолько, что даже двое здоровых пилотов не могут ее потянуть на себя.
Подобная проблема уже встречалась в истории авиации. Самый громкий случай произошел в 2000 году, когда под Лос-Анджелесом неудачно зашел на аварийную посадку пассажирский «Аэробус». Расследование показало, что до самого падения пилоты скопом боролись с заклинившим рулем горизонтального стабилизатора, который отказал из-за плохой смазки. Из-за этого самолет постоянно клевал носом, но нечеловеческими усилиями летчики удерживали его целых одиннадцать минут. В конце концов
В таком положении заклинило руль высоты и в кино, и в реальности. В итоге самолет резко клюнул носом и сорвался в крутое пике.
«Аэробус» слишком сильно накренился, вошел в штопор и рухнул в океан. Погибли все 88 человек.
Примерно то же самое могло произойти и в казанском случае (см. схему 2). Был ли у пилотов шанс спасти самолет? В очень далекой теории - да. И на решении этой проблемы построен голливудский блокбастер «Экипаж» с оскароносным Дензелом Вашингтоном.
Актер играет роль командира корабля, который спас пассажиров в безнадежной ситуации. На его самолете руль высоты заклинило в посадочном положении, и машина, сильно клюнув носом, перешла в прямое пикирование, отвратительно слушаясь рулей. И тогда, чтобы выровнять самолет, командир принял фантастическое решение... перевернуть борт! Ведь тогда заклинившие рули высоты будут работать на взлет (см. схему 1). Выровняв таким образом машину и сбросив скорость, пилот снова повернул ее вокруг оси и произвел пусть и жесткую, но все-таки удачную посадку.
Здесь возникают два вопроса.
Первый - насколько подобные действия могут спасти не на экране, а в реальности?
Опять же - теоретически - не исключено, что все закончится благополучно. Американские летчики-испытатели консультировали режиссера Роберта Земекиса (который и сам имеет летные права). И допускали именно такое развитие событий. Однако при условии, что пилот имеет колоссальный опыт налета, умеет нестандартно мыслить, до винтика знает свою машину и имеет нечеловеческую реакцию.
А Оценив положение самолета как «непосадочное», пилот начинает уходить на второй круг. Б Двигатели начинают переходить на взлетный режим. В От тяги движков нос резко задирается, скорость уменьшается. Г В этот момент что-то происходит с рулем высоты - его заклинивает из-за неисправности или из-за слишком резкого перевода штурвала в положение «пикирование». Самолет начинает клевать носом. Д Перейдя через высоту 770 метров, самолет срывается в пике. Е На скорости 450 километров в час борт врезается в землю.
Второй важный вопрос - выдержит ли пассажирский самолет подобные перегрузки? И это тоже не исключено. В 1955 году пилот Элвин Джонстон исполнил на пассажирском «Боинге» фигуру высшего пилотажа - двойную бочку (то есть два поворота вокруг своей оси). Самолет выдержал. Пилота, правда, наказали за риск.
Так что в очень далекой теории подобный фантастический трюк мог бы спасти казанский «Боинг». Но при одном условии: если бы у него был значительный запас скорости и высоты. И - конечно же - при наличии очень опытного экипажа. А как раз в последнем специалисты, ведущие расследование, пока сомневаются.
А В ЭТО ВРЕМЯ
На чем летать будем?
«Боингу», который разбился в Казани, более 20 лет. А потому одним из главных вопросов в «разборе полетов» после катастрофы в Татарстане стал возраст самолетов, на которых мы летаем.
Тут же с почином выступила Госдума. Группа депутатов внесла на рассмотрение законопроект, которым с 1 января 2017 года запрещается использование в России гражданских авиалайнеров старше 20 лет.
Идею депутатов в целом поддержал глава Росавиации Александр Нерадько. С оговоркой - компаниям надо дать время к новшествам подготовиться.
А вот Минтранс высказался резко против каких-то запретов в отношении срока службы самолетов.
- Такого нормативного или правового понятия в принципе не существует. Есть понятие летной годности. И каждое судно вне зависимости от возраста обладает этим сертификатом летной годности. Вводить какие-то запреты в отношении предельного срока службы самолетов или их эксплуатации экспертное сообщество считает преждевременным или по крайней мере не соответствующим мировой практике, - заявил министр транспорта Максим Соколов.
Межгосударственный авиационный комитет также просит не делить самолеты на «старые» и «новые», ибо «прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет». За последние пять лет количество катастроф во всем мире, включая Россию, одинаково для лайнеров в возрасте до пяти лет и для отлетавших свыше 30 лет.
Специалисты подчеркивают и еще один момент: на ввоз новых импортных самолетов - высокие пошлины, а с новыми отечественными - проблема. «Эрбас» выпускает до двух самолетов в день. Мы же собрали чуть больше сорока «Суперджетов» за все время существования проекта.
Елена АРАКЕЛЯН
КАКИЕ СВОИ НОВЫЕ САМОЛЕТЫ ЕСТЬ У РОССИИ?
Ближнемагистральный
Произведено чуть более 40 экз.
Вместимость - от 78 до 98 пассажиров
Дальность полета - от 2900 до 4550 км
Может заменить: Bombardier CRJ, Embraer E-Jet
Ближнемагистральный
Разработан в 90-х годах, но серийное производство не начато
Вместимость - 92 - 102 пассажира
Дальность полета - 3150 - 4000 км
Может заменить: Боинг 737-600, Ту-134 Ту-154Б, Як-42
«Магистральный самолет XXI века»
Среднемагистральный
Планируется в 2016 году
Вместимость - 150 - 230 пассажиров
Дальность полета - 5000 - 5500 км
Может заменить: А-320, Boeing 737, китайский проект COMAC C919
Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Среднемагистральный
Выпуск планируется начать в 2014 году
Вместимость - 176 - 194 пассажира
Дальность полета - 3500 км
Может заменить: А-320, Boeing 737, Ту-154