2016-08-24T03:02:16+03:00

Как превратить идею в деньги: советы российским стартаперам от создателя автоклуба «eZWay»

«Комсомолка» попросила автора успешного проекта, облегчившего жизнь тысячам водителей, рассказать о своем детище и дать рекомендации тем, кто тоже хочет создать бизнес с нуля
Поделиться:
Комментарии: comments5
«eZWay» уже сегодня помогает тысячам водителей по всей стране«eZWay» уже сегодня помогает тысячам водителей по всей стране
Изменить размер текста:

Клуб умных автомобилей – так Игорь Павлов представляет свой проект «eZWay». А умным автомобилям - умные водители! Последним этот автоклуб пришелся как нельзя кстати. Ведь он во многом облегчает жизнь автомобилистов. Заботливое приложение ведет контроль расходов на бензин, собирает историю поломок, помогает в устранении неисправностей, оптимизирует стиль вождения и вообще всячески помогает членам клуба взять автомобиль под полноценный контроль. Неудивительно, что такой полезный и актуальный проект уже сейчас пользуется популярностью в 10 странах мира. А в будущем обещает завоевать еще больше пользователей, выйти на новые рынки и принести своим создателям немалую прибыль. При этом хотим отметить, что этот бизнес был начат с нуля. Это пример удачного российского стартапа. Именно поэтому мы попросили Игоря Павлова рассказать нам свою «историю успеха». Надеемся, что многим российским стартаперам она будет полезна и поможет нацелиться на результат. Ведь как говорит Игорь, «бойся своих желаний – они имеют свойство сбываться».

«Если мы научим водителей ездить лучше, это изменит историю!»

- Игорь, как вообще возникла идея создать такую полезную штуку как «eZWay»?

- Еще несколько лет назад я жил и учился в маленьком городе – Петрозаводске. Был студентом, увлекался технологиями. Тогда у меня и появился первый автомобиль. Это была достаточно дешевая машина, хотя и абсолютно новая. Я отлично помню этот момент – когда впервые осознал, что меня по-настоящему интересует и увлекает все, что связано с устройством авто. Уже спустя пару дней я сидел в водительском кресле, обложившись кучкой «устройств-железяк», которые могли подключиться к машине и самостоятельно ее диагностировать. В те дни я и подумать не мог, что из всего этого может что-то получиться! Но «eZWay» (в своей первой, пионерской, версии) поселился в моем гараже и стал моим любимым хобби. А я к концу обучения занимался продажами в крупной телекоммуникационной компании. Для маленького города я неплохо зарабатывал. Но понимал, что это «не мое»… И, не найдя ничего, близкого сердцу, собрал все деньги и уехал в Петербург.

Не зря говорят, «бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться». В Петербурге я случайно попал в сообщество людей, увлеченных технологиями. Я впервые увидел людей, которые страстно хотели на технологиях построить свой бизнес! И понял, что попал туда, где должен был оказаться. Там же я узнал, как люди привлекают инвестиции по 500 тысяч долларов на развитие своих проектов, как создают международные компании, растущие со скоростью реактивной ракеты. В этом же месте я познакомился со своим партнером, который тогда занимался… строительством подводных лодок. Обсудив «eZWay», мы оба поняли, что из этого может что-то получиться. Ведь уже тогда мы понимали, какие сложности подкидывают машины своим владельцам: то сломается что-то, то деньги на бензин начинают «улетать как в трубу», то «дергается, не заводится и капризничает». Стало очевидно, что если мы научим водителей ездить лучше, это изменит историю! Но для этого нам нужно было избавить людей от банальных автомобильных проблем. Причем сделать это весело!

- И что же дальше? Каким был следующий шаг, когда идея приобрела ясные очертания?

- Естественно, перед нами тогда встал извечный вопрос: «Как мы это сделаем?» Ведь ни денег, ни опыта, ни нужной экспертизы тогда у нас не было. Мы стали ходить по конференциям и стартап-мероприятиям в поисках доброго инвестора с большим кошельком. В надежде, что он поверит в наши наполеоновские планы, увидев искры в глазах. Но разочарование пришло уже спустя несколько недель: инвесторы хотели видеть хоть какой-то бизнес, а не пару молодых людей с горой амбиций! Но опытные люди посоветовали не отчаиваться. И обратить внимание на гранты, которые время от времени раздают фонды, близкие к государству. Поиски длиной в месяц вывели нас на Фонд Содействия Развитию Малых Предприятия в Научно-технической Сфере с их грантами «УМНИК» и «Старт». Мы подали заявку, прошли несколько этапов отбора. И получили грант в 200 тысяч рублей на год работы. Эта небольшая сумма позволила на время полностью погрузиться в работу и выкинуть из головы мысли «на что купить еду».

Кстати, наверное, нам очень повезло с близкими: они ни разу не усомнились в нашем выборе. И хотя мы каждый день видели и видим друзей, работающих по найму, покупающих третий Range Rover второй жене, никто из нас и не думал оставить то, во что мы верим.

«Больше нет необходимости тратить время и деньги на диагностику в автосервисе!»

- Игорь, а расскажи о «eZWay» подробнее: в чем прелесть проекта, сколько людей пользуется?

- Наш автоклуб сегодня - это 10 тысяч водителей в 10 странах мира - от Израиля до Бразилии. Это 10 тысяч человек, раз и навсегда изменивших свою автомобильную жизнь. «eZWay» следит за состоянием машины, каждый раз, когда вы за рулем. И заранее предупреждает, если что-то не так.

Кроме того, «eZWay» оценивает, сколько времени человек проводит в дороге, насколько безопасно и экономично водит и помогает ездить лучше. А если машина вдруг сломается, мы подсказываем, что случилось, насколько это критично и что с этим делать. Больше нет необходимости тратить время и деньги на диагностику в автосервисе! В самых драматичных случаях, мы даем кнопку «вызов эвакуатора», и в течение 15 минут раздается звонок от диспетчера, который предлагает эвакуировать автомобиль по гарантировано минимальной цене. Вся история поездок, поломок автомобиля, расхода бензина и затрат на него хранится на странице автомобиля в Интернете. Хорошая история помогает продать автомобиль дорого, а с покупателя снимает страх купить «кота в мешке». Главное для нас то, что «eZWay» - это сообщество людей, которые уже сделали свои автомобили умными. Ежедневно мы соревнуемся с друзьями за места в рейтинге самых безопасных, выносливых или быстрых водителей. И получаем награды за свои достижения!

А технологически «eZWay» - это компактное автомобильное устройство, приложение для смартфонов и персональная страничка в Интернете для каждого автомобиля. Устройство подходит для любой машины, выпущенной в США после 1996-го года, в Европе - после 2001-го, в России и Азии - после 2005-го. Подключение устройства занимает всего минуту, с ним справляется даже водитель-новичок.

- А какие планы у «eZWay»: куда и как собираетесь расти?

- «eZWay» уже стал международным проектом. В следующем году мы планируем агрессивную экспансию на западные рынки. Мы понимаем, что автомобилисты в разных странах во многом схожи и сталкиваются с одними и теми же проблемами.

- Игорь, не могу не спросить о деньгах. Приложение бесплатное.… Так на чем вы собираетесь зарабатывать, и как скоро окупятся инвестиции в проект?

- Приложение «eZWay» - бесплатное, веб-сервис «eZWay» - бесплатный. А адаптер стоит всего 2 тысячи рублей – это как два раза съездить на диагностику в автосервис или четыре раза заправиться.

Но в ближайшее время у нас появятся платные премиум-аккаунты с дополнительными возможностями. Это оценка качества заправляемого бензина и подбор лучшей АЗС, обучение экономичному вождению и советы по сокращению расхода топлива, «родительский контроль» с оповещениями о превышении скорости, возникновении поломки в автомобиле ребенка или жены, еженедельные e-mail-отчеты со статистикой поездок и печать всей истории эксплуатации автомобиля, бесплатный эвакуатор и бесплатные online-консультации механиков.

Тем не менее - все то, чем является «eZWay» сейчас, всегда будет бесплатным. А прибыльны мы станем уже к концу следующего года.

«Стартап - это работа по 12-14 часов в день»

- Уверены, многих российских стартаперов ваш пример вдохновит. Но дайте им еще несколько полезных советов.

- Сегодня оценка компании «eZWay» подбирается к семизначной сумме в долларах. Для этого мы прошли дорогу длиной в 2 года и от многого отказались. Несмотря на то, что «eZWay» успешно растет, в компании работают всего 4 человека (которые живут в однокомнатной московской квартире и дружно спят на полу).

Но многие стартаперы, услышав о громких историях успеха, начинают мечтать о яхтах и самолетах. Думают, что завтра проснутся знаменитыми. К сожалению, в реальной жизни все не так. Стартап - это работа по 12-14 часов в день, с одним выходным в неделю. И это не тот день, когда ты планировал отдых, а тот, когда ты уже просто не можешь работать.

Молодым ребятам стоит снять розовые очки, созданные медийными историями и хорошенько подумать, «надо ли оно им». А главное - работа в таком режиме никому ничего не гарантирует. Говорят, «дорогу осилит идущий». И в стартапе ежедневный вопрос – «туда ли идущий и за тем ли». Того, кто сознательно погружается в неопределенность и готов поставить на карту все, ждет совсем другая жизнь с неизвестным концом.

- А если говорить о практических советах…

- Бизнес - это не про деньги, бизнес - это про людей. Вся сила и ценность технологических компаний, в первую очередь, в сотрудниках. Задача любого стартапера, во-первых, таких людей найти. А во-вторых, сделать так, чтобы 95% активов твоей компании каждый день приходили счастливыми на работу. Когда люди знают, что меняют мир и жизни других людей, работа складывается совсем по-другому. И результаты не заставляют себя ждать. Материальные ценности в таких ситуациях, как правило, отходят на второй план. Интересно, что совсем недавно мы общались с владельцем классического бизнеса, который сетовал на то, что его сотрудники «как по звонку» встают в 18:00 и идут домой. Я возразил: «Знаете, мои ребята, сейчас находятся в офисе, и я никого не держу». Этот разговор состоялся в субботу, в 9 часов вечера.

Также, если у стартапера есть классная идея, и он уверен в своем желании потратить ближайшие несколько лет жизни на ее реализацию, нужно смело идти к своим клиентам, чтобы продавать ее. Опыт показывает, что первый такой контакт способен развернуть идею на 360 градусов.

Еще я бы посоветовал не заниматься тем, в чем хоть сколько-то не разбираешься. Если ты проработал 5 лет в банковской сфере, намного проще сделать бизнес в этой отрасли, чем лезть, например, в автоматизацию отелей.

Одновременно стоит начать искать более опытных людей, которые уже успешны в своем деле. У многих из них есть потребность делиться знаниями, помогать молодым ребятам и видеть, как ты стремительно растешь. Это сложно переоценить.

Кроме того, хорошо, если у вас правильное отношение к деньгам, и стартап вы делаете не ради богатства. Деньги – это, скорее, оценка успешности компании и правильности сделанных шагов. Философия и цель существования «eZWay» никак не связаны с бумажными купюрами.

И важно не забывать радоваться чужим победам. Последнее, к сожалению, в нашей стране встречаю редко.

- Как ты думаешь, у каких стартапов в будущем есть максимум шансов стать успешными?

- Если говорить о стартапах в России - я верю в автомобильные проекты. Автомобильный рынок сильно недооценен, хотя всем понятно, что деньги там есть. С другой стороны, я уверен в том, что в ближайшем будущем появится много проектов, связанных с гаджетами и устройствами, упрощающими повседневную жизнь. Интернет не бесконечен, а связка Интернета с реальным миром в эпоху дешевого производства может родить ни одну компанию с мировым именем. Надеюсь, и мы в этом поучаствуем.

КСТАТИ

Словарь начинающего стартапера

Стартап

- Это недавно созданная компания, которая находится на раннем этапе развития или подготовки к запуску новых продуктов или услуг. Стартапы есть практически во всех отраслях экономики, в каждой сфере деятельности. Их создают и начинающие предприниматели, и те, кто уже набрал опыт за время работы в различных компаниях. Что у них общего? У них есть идея и непреодолимое желание ее реализовать, сделать что-то значимое и попробовать силы в собственном бизнесе, а не просто работать на босса.

Бизнес-ангелы

- Это частные инвесторы, которые вкладывают собственные средства в проекты на самой ранней стадии в обмен на долю в будущей прибыли. Фонды тоже вкладывают средства, но чужие, и обычно работают с более зрелыми стартапами, где сумма сделок выше.

Ментор

- Это бизнес-наставник, состоявшийся профессионал, который не стесняется рассказывать о своих ошибках и делится успешным опытом, тем самым помогая созревать молодым проектам.

Посевные инвестиции

- Это инвестиции в проекты, находящиеся на самой ранней стадии. Сеять нужно как можно больше, так как стартапы растут не всегда. Но если что-то прорастет, с этим успехом «отобьется» вся посевная.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также