2016-08-24T03:02:16+03:00

Не вся мурманская сметана безопасна для здоровья

Проект "Школа потребителя" подвел итоги первой контрольной закупки
Поделиться:
Комментарии: comments2
Туломская сметана оказалась не самого лучшего качества.Туломская сметана оказалась не самого лучшего качества.Фото: Елена КОВАЛЕНКО
Изменить размер текста:

Стартовавший в прошло году проект «Школа потребителя» наделал в столице Заполярья много шума. Ведь его участники, приобретая в магазинах Мурманск продукты питания, исследовали их и делали выводы насколько они безопасны для человека, которые незамедлительно появились в СМИ. Второй сезон «Школы потребителя», стартовавший в ноябре, обещает стать не менее громким. Тем более, что первая закупка уже состоялась и стали известны ее результаты.

Сметана с «палочкой»

В пяти магазинах областного центра представители трех общественных организаций приобрели сметану. Так на столе в испытательном центре продукции, сырья и материалов Мурманского центра стандартизации и метрологии (ЦСМ) оказались кисломолочные продукты от ГОУСП «Тулома», ОАО «Молочный завод» (г. Североморск), ООО «Апатитский молочный комбинат», молочного комбината «Петмол» (г. Санкт-Петербург) и ПК «Шекснинский маслозавод» (Вологодская обл.). Результаты получились весьма неожиданными.

- Из пяти образцов продукции не соответствовали требования технического регламента на молоко и молочную продукцию два, и, к сожалению, это товары наших местных изготовителей, - докладывает исполнительный директор Мурманской региональной организации качества Наталья Починкова.

Сметана «Тулома» не соответствует по микробиологическим показателям и по жирности — вместо положенных 15 процентов всего 13. Что касается микробиологии, речь идет о наличии бактерий группы кишечной палочки. И судя потом, что закупка состоялась 13 ноября, не исключено, что есть связь со вспышкой этой инфекции в самом поселке Тулома.

- Не в нашей компетенции разбираться из-за чего произошло нарушение закона. Если дело и правда в воде, то производитель не должен был выпускать продукцию, пока не убедится в том, что она безопасна для человека, - подчеркнула Наталья Николаевна.

Себестоимость копеечная, цена завышенная

Еще хуже дела обстоят с продукцией Апатитского молочного комбината. Во-первых, его сметана фальсифицирована жирами и растительными маслами, иными словами не содержит жиры животного происхождения. Кроме того, более чем в три раза превышено допустимое количество дрожжей, микроорганизмов порчи, а это, по словам Натальи Починковой, показатель безопасности. И в конце концов, вместо заявленных на упаковке 15 процентов жирности всего 11.

- Ситуация с фальсифицированными продуктами в России весьма тяжелая. Если один производитель выпускает такую продукция, которая стоит копейки, а продается по обычной цене, то его обычному конкуренту невыгодно выпускать качественный товар и он вынужден идти по стопам соперника. Контроль же в этом плане за изготовителями слабый. По информации Роспотребнадзора России, только в этому году количество проверок в этой области сократилось в три раза, - объясняет наводнение рынка фальсификатом Наталья Починкова.

Плюс-минус градус

Кстати, в этом сезоне участники «Школы потребителя» проводили и общественный контроль магазинов, в которых шла закупка, на соблюдение требований закона «О правах потребителей». Конечно, процесс этот очень трудозатратный и поэтому довести до конца его удалось пока только в одном магазине — гипермаркете «Твой».

- Комиссия отметила, что у этой торговой точки есть правильно оформленные вывеска и «Книга отзывов и предложений», а также лицензия на право торговли алкоголем и поверенные контрольные весы. Правда, есть и нарушения. Так, например, на маркировке хлебобулочных изделий «Круассаны с начинкой клюквенной» отсутствуют даты изготовления и упаковки товара. Помимо этого на ценнике смеси «Нутрилон» нет печати магазина и подписи материально ответственного лица. Кроме того, продукция ООО «Катран Кола» хранится при температуре -1 градус вместо положенных -4...-7, - рассказала о выявленных нарушениях Наталья Починкова.

«Школа потребителя» продолжит проводить общественный контроль и в других магазинах Мурманска и выяснит, где и как нарушают права простых северян.

Споры с Роспотребнадзором

Не оставляют в Мурманской региональной организации качества не оставляют попытки добиться должного внимания регионального Роспотребнадзора к проводимой работе. Напомним, еще в ходе первого сезона ведомство отказалось принимать меры по выявленным «Школой потребителя» нарушениям, обосновывая свою позицию не правильным отбором проб. В общественной организации считают, что это отговорки.

- Механизм проведения общественных экспертиз прописан в «Руководстве по добросовестной практике для организаций по защите прав потребителей». Если следовать логике Роспотребнадзора, то может так статься, что купив в магазине некачественный товар пожаловаться на него вы не сможете, так как нарушили процедуру отбора проб, и в результате останетесь без защитыу, - считает Наталья Починкова. - Свою жалобу на работу этого ведомства Мурманская региональная организация качества и общественная организация «Территория потребителя» направили в Роспотребнадзор России. С тех пор прошло больше двух месяцев, а ответа на свои вопросы мы так и не получили, поэтому сделали вывод, что дальше ждать бесполезно, и направили жалобу теперь уже на федеральное ведомство председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву.

И ее возмущение понять можно. Развернутая в других регионах работа по защите прав потребителей нашла живой отклик как в их правительствах, так и в Роспотребнадзоре и других ведомствах. В Мурманске же санитарные врачи пока молчат.

 
Читайте также