2015-02-04T08:37:35+03:00

«Летучие голландцы» социальных сетей

О современных трендах в социальных сетях и блогосфере kp.ru побеседовал с известным блогером, специалистом в области digital-коммуникаций и путешественником Ильей Валиевым
Изменить размер текста:

Добрый день, Илья! Скажите, пожалуйста, на каком этапе развития сейчас находятся коммуникации в digital-среде с точки зрения продвижения товаров и услуг компаний?

Если раньше компании относились к продвижению в digital-среде как к новомодной, но в целом бесполезной «фишке», то сегодня большинство участников рынка четко осознало, что социальные сети и блоги – это важный источник знаний о потребителе: о его предпочтениях, поведении, мнении, потребностях. В предыдущие годы PR-кампании были направлены исключительно на пишущие СМИ, радио и ТВ, сегодня обязательным направлением также является продвижение через социальные сети и блоги.

Как изменилась аудитория с тех пор как Одноклассники и ВКонтакте набрали свои многомиллионные аудитории?

Аудитория изменилась сильно. Во-первых, она существенно расширилась. Сегодня в мире около 1 миллиарда зарегистрированных пользователей Фейсбука, ежедневная аудитория ВКонтакте приближается к 50 миллионам человек. Во-вторых, с расширением аудитории пришла и её диверсификация. Стало больше активных пользователей в возрастной группе 35-44 лет, с высшим образованием, доходом выше среднего. Это самая платежеспособная группа, и не обратить внимания на социальные сети при такой динамике компании просто не имели права. В-третьих, аудитория социальных сетей стала более избирательной. Количество контента, групп, сообществ и пабликов стало больше, а вместе с этим пришла и некоторая «пресыщенность». Теперь, как бы пользователь не был лоялен к продукту компании, если этот продукт в сети представлен неинтересно, то пользователь туда не пойдет, уйдет туда, где интересно. И это главная задача, стоящая перед digital-компаниями: создать интересный и привлекательный контент в рамках маркетинговых задач компаний.

Если бизнес можно понять и социальные сети необходимы ему для продвижения продукции, сближения с потребителем, то как в сети ведет себя некоммерческий сегмент: общественные организации, благотворительные фонды, органы государственной власти?

Тут я бы разделил все-таки общественные организации и органы государственной власти. Первые достаточно быстро сориентировались, что социальные сети им нужны, и тут же пришли в онлайн. Вторые, в силу своей инертности, достаточно долго присматривались к digital-среде.

А в чем разница? (между общественными организациями и органами власти)

Разница как раз таки в том, что органы государственной власти, перед тем как выйти на эту «поляну», должны четко понять, что они хотят от этого получить. Если это просто чистой воды PR, и главной задачей стоит просто иметь страничку в социальной сети, чтобы при случае упомянуть о том, как ведомство идет в ногу со временем, то это одно. Обычно такие страницы наполняются никому не интересным контентом и, достаточно быстро, становятся «летучими голландцами» социальных сетей – вроде страница есть, но она, по сути, мертва. Второй подход – сложнее, но он может дать реальный эффект – это когда создатели групп, в нашем случае министерства, ведомства, федеральные службы и агентства ставят задачу привлечь внимание к проблеме, а не просто пиарить себя любимых.

И какова сейчас доля тех, кто реально пытается привлечь внимание к важным социальным темам, а кто просто «отбывает номер»?

Сложно сказать в долях, так как мы такой анализ не проводили. Но любому эксперту в digital-коммуникациях хватит нескольких минут знакомства со страницей, чтобы понять какие цели ставились перед разработчиками.

Примеры можете привести?

Негативные приводить не буду, а вот с точки зрения интересных проектов я бы отметил, наверное, совместный благотворительный проект Русфонда и ЖЖ «Эстафета помощи», сообщество «Международный благотворительный фонд помощи животным "Дарящие Надежду"» и группу «Лента Роструда». Первые собирают средства на лечение больных детей, «Дарящие надежду» помогают животным и пропагандируют гуманное, ответственное отношение к домашним животным, а «Лента Роструда» говорит о проблеме производственного травматизма. Роструд публикует, конечно, не самые веселые новости, но все-таки ежедневно в стране на производстве гибнет несколько человек и тут уже не до веселья. Правильный трэш-контент, я считаю, тоже необходим.

Вы сами состоите подписчиком таких групп? Что полезного они дают Вам?

Конечно. С одной стороны это моя работа, а с другой – я ведь тоже потребитель контента, и если группа создана креативно и талантливо, я ее с удовольствием «лайкну».

Спасибо!

Спасибо! Всего хорошего!

 
Читайте также