Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды5 декабря 2013 22:00

Евгений Цыганов: «В «Оттепели» очень много курят и пьют, потому что они свободные люди»

Вокруг этой работы Валерия Тодоровского случился прямо-таки ажиотаж
Герой Цыганова то ли нормальный такой парень, то ли начинающий подлец... Разберемся к финалу.

Герой Цыганова то ли нормальный такой парень, то ли начинающий подлец... Разберемся к финалу.

Проснешься вдруг ночью, выйдешь сдуру в интернет, а там не спят: режиссера да артистов ругают. Или хвалят. Актер, сыгравший в сериале одну из главных ролей - оператора-сердцееда Виктора Хрусталева, - в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) поделился своим пониманием «Оттепели».

- Не слишком ли пряничными получились 60-е?

- Я не режиссер, но рискну сказать, что задача максимально соответствовать эпохе не стояла. Хотя фильм сделан очень бережно, есть там попытка сохранить фактуру того времени. Просто на сцену не выходят в грязных ботинках - есть в театре такое правило, даже если по сюжету персонажи заходят с улицы.

- Все кинулись сравнивать то время с нашим.

- Не знаю, учитывал ли это Валерий Тодоровский, но читаются какие-то параллели. В «Оттепели» заложен конфликт: есть герои, которые хотят делать в кино что-то свое, а есть система и госзаказ. Приходится им идти на компромисс: делать то, что не очень-то хочется, в надежде, что в перспективе для них откроется что-то другое. Порой в этом компромиссе пролетает целая жизнь. Я бы сказал, что история этого фильма - история некоего компромисса.

- Ну да, компромиссы никуда не делись. А чем отличаются две эпохи?

- Возможно, во времена оттепели действительно было ощущение свободы, в повседневной жизни там присутствовала поэзия, у женщин было желание носить красивые платья, а мужчины рвались дарить цветы.

- Тодоровского ругают за то, что на самом деле все было по-другому. Как ругали Георгия Данелия за «Я шагаю по Москве».

- Есть прекрасная история, как одна женщина приехала в столицу, влюбившись в нее после «Я шагаю по Москве». А у нее украли на вокзале паспорт, саму забрали в милицию. Она потом написала Данелия: «Конечно, кино совершенно не о Москве, это далеко не тот солнечный город, как на экране, но я все равно очень люблю ваш фильм». Но в «Оттепели» не все так конфетно. Там есть некие перевороты, драматизм того времени, ощущение обманчивости.

- И все-таки. Если сравнивать...

- К своему стыду, я лишь недавно посмотрел целиком «Начало» Глеба Панфилова. Это ведь тоже примерно про те времена (фильм вышел в 1970-м. - Авт.). Как могло быть снято такое кино, когда существовало столько запретов?! Насколько свободно мыслили! А сегодня мне предлагают играть рок-музыканта, он спившийся человек, но «у нас не будет алкоголя в кадре»... Это первое, о чем начинают думать те, кто сочиняет фильмы. Не об истории! До оттепели ничего было нельзя. А люди позволяли себе невероятно смелые поступки. Получали по башке, но процесс шел! А сейчас никого не запугивают, но все страшно запуганные. Все хотят соответствовать. И слава богу, что все равно создаются какие-то истории, где-то в подвалах, почти на коленках. К сожалению, в больших формах это было невозможно. И то, что Валерий смог взять материал, который ему в самом деле интересен, что у него люди в этом материале свободны - они позволяют себе пить-курить, а не соответствовать, это очень важно. Мы видим этих людей на экране и можем поверить в их существование.

- Кстати, курят в кадре много, и это... Любят друг друга регулярно.

- В фильме есть попытка показать жизнь, не очень сильно ее прикрывая. Люди пили-курили, зачинали детей, разбивали друг другу сердца, выпрыгивали из окон... Все это можно оставить за кадром, а можно привнести в фильм.

- Вы правда во время съемок пьянок-гулянок пили только воду? Очень уж достоверно вышло.

- Пытались пару раз снимать не выпивая - не то! Сразу не шестидесятые! (Смеется.)

- А ваш герой Витя Хрусталев - негодяй? Он ведь женщин обижает, и вообще...

- Потерпите, немного же до конца осталось. Не отвечу я вам.

«Оттепель». Понедельник - вторник, 21.30, Первый.