Герой Цыганова то ли нормальный такой парень, то ли начинающий подлец... Разберемся к финалу.
Проснешься вдруг ночью, выйдешь сдуру в интернет, а там не спят: режиссера да артистов ругают. Или хвалят. Актер, сыгравший в сериале одну из главных ролей - оператора-сердцееда Виктора Хрусталева, - в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) поделился своим пониманием «Оттепели».
- Не слишком ли пряничными получились 60-е?
- Я не режиссер, но рискну сказать, что задача максимально соответствовать эпохе не стояла. Хотя фильм сделан очень бережно, есть там попытка сохранить фактуру того времени. Просто на сцену не выходят в грязных ботинках - есть в театре такое правило, даже если по сюжету персонажи заходят с улицы.
- Все кинулись сравнивать то время с нашим.
- Не знаю, учитывал ли это Валерий Тодоровский, но читаются какие-то параллели. В «Оттепели» заложен конфликт: есть герои, которые хотят делать в кино что-то свое, а есть система и госзаказ. Приходится им идти на компромисс: делать то, что не очень-то хочется, в надежде, что в перспективе для них откроется что-то другое. Порой в этом компромиссе пролетает целая жизнь. Я бы сказал, что история этого фильма - история некоего компромисса.
- Ну да, компромиссы никуда не делись. А чем отличаются две эпохи?
- Возможно, во времена оттепели действительно было ощущение свободы, в повседневной жизни там присутствовала поэзия, у женщин было желание носить красивые платья, а мужчины рвались дарить цветы.
- Тодоровского ругают за то, что на самом деле все было по-другому. Как ругали Георгия Данелия за «Я шагаю по Москве».
- Есть прекрасная история, как одна женщина приехала в столицу, влюбившись в нее после «Я шагаю по Москве». А у нее украли на вокзале паспорт, саму забрали в милицию. Она потом написала Данелия: «Конечно, кино совершенно не о Москве, это далеко не тот солнечный город, как на экране, но я все равно очень люблю ваш фильм». Но в «Оттепели» не все так конфетно. Там есть некие перевороты, драматизм того времени, ощущение обманчивости.
- И все-таки. Если сравнивать...
- К своему стыду, я лишь недавно посмотрел целиком «Начало» Глеба Панфилова. Это ведь тоже примерно про те времена (фильм вышел в 1970-м. - Авт.). Как могло быть снято такое кино, когда существовало столько запретов?! Насколько свободно мыслили! А сегодня мне предлагают играть рок-музыканта, он спившийся человек, но «у нас не будет алкоголя в кадре»... Это первое, о чем начинают думать те, кто сочиняет фильмы. Не об истории! До оттепели ничего было нельзя. А люди позволяли себе невероятно смелые поступки. Получали по башке, но процесс шел! А сейчас никого не запугивают, но все страшно запуганные. Все хотят соответствовать. И слава богу, что все равно создаются какие-то истории, где-то в подвалах, почти на коленках. К сожалению, в больших формах это было невозможно. И то, что Валерий смог взять материал, который ему в самом деле интересен, что у него люди в этом материале свободны - они позволяют себе пить-курить, а не соответствовать, это очень важно. Мы видим этих людей на экране и можем поверить в их существование.
- Кстати, курят в кадре много, и это... Любят друг друга регулярно.
- В фильме есть попытка показать жизнь, не очень сильно ее прикрывая. Люди пили-курили, зачинали детей, разбивали друг другу сердца, выпрыгивали из окон... Все это можно оставить за кадром, а можно привнести в фильм.
- Вы правда во время съемок пьянок-гулянок пили только воду? Очень уж достоверно вышло.
- Пытались пару раз снимать не выпивая - не то! Сразу не шестидесятые! (Смеется.)
- А ваш герой Витя Хрусталев - негодяй? Он ведь женщин обижает, и вообще...
- Потерпите, немного же до конца осталось. Не отвечу я вам.
«Оттепель». Понедельник - вторник, 21.30, Первый.