Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество16 декабря 2013 21:01

Контр-адмирал Анатолий Штыров: «Самолет с атомными бомбами на дне моря у Сахалина – факт, а не выдумка»

Наш спецкор продолжает расследовать одну из самых загадочных историй XX века [карта]
Контр-адмирал Анатолий Штыров

Контр-адмирал Анатолий Штыров

ЗАСЕКРЕЧЕННОЕ ЧП

Договариваясь с контр-адмиралом в отставке Анатолием Штыровым об интервью, рассчитывала услышать из первых уст историю сорокалетней давности, уже послужившую поводом для наших публикаций (см. сайт kp.ru: "Атомные бомбы дне Охотского моря угрожают России вторым Чернобылем?").

Напомню вкратце сюжет. В разгар Холодной войны Штыров служил на Тихоокеанском флоте – был заместителем начальника разведки. Уйдя в запас в середине 90-х, он обнародовал факты, о которых молчал двадцать лет. А именно: в середине 70-х над морем близ юго-восточного побережья Сахалина потерпел крушение советский бомбардировщик с двумя атомными бомбами на борту. ЧП засекречено. Советский Союз отказывается от поиска. Найти самолет удалось нашему потенциальному противнику. Американцам. А именно – экипажу подводной лодки особого назначения "Грейбек". По одним источникам, они подняли со дна залива Терпения бомбы, по другим – забрали только секретное оборудование (систему радиолокационного распознавания "свой-чужой") и важные документы.

Контр-адмирал Анатолий Штыров, ныне 86-летний пенсионер, хотел говорить только лично, а не по телефону. И я полетела в столицу.

С тех пор прошло без малого сорок лет, но официально эти факты никем не признаны. Но периодически, когда в коридорах власти горячо обсуждаются проблемы радиационной безопасности наших морей, кто-нибудь обязательно вспомнит: а ведь на Сахалине с 70-х годов прошлого века лежат на дне морском две атомные бомбы!

Так лежат или нет?

КОНТРАДМИРАЛ КОМАНДУЕТ ПАРАДОМ

И вот я иду к тому, кто больше всех знает про далекие события – к военному пенсионеру Штырову. Он меня ждет и по телефону просит поторопиться. Подходя к его дому на Варшавском шоссе, я понимаю, почему. У подъезда стоит реанимобиль.

В квартире пахнет лекарствами, суетятся врачи. Уговаривают Анатолия Тихоновича ехать в больницу.

Куда там! «Командует парадом» тут только он, контр-адмирал, бывший подводник и флотский разведчик. Выторговывает у врачей десять минут.

- О ЧП с самолетом я узнал почти случайно. Пришло сообщение на телетайп: на американскую военно-морскую базу в Йокосука (Япония) прибыл главком ТОФ США, адмирал Томас Мурер для участия в церемонии награждения экипажа подлодки «Грейбек» - 67 человек – орденами и медалями. Информация заинтересовала меня. Я знал, что «Грейбек» была сконструирована как лодка-носитель крылатых ракет, но на рубеже 70-х ее переоборудовали под выполнение разведывательно-диверсионных задач.

Из анализа радиоперехвата следовало, что ранее, до событий в Йокосуке, система японской ПВО зарегистрировала факт - пропала некая воздушная цель. Место - к востоку от южного побережья Сахалина. Связался по своим каналам с нашими ПВО и со штабом дальней авиации. И мне подтвердили: у Сахалина действительно упал наш самолет. Нес боевое дежурство, имел на борту две «красные» - ядерные – боеголовки.

- Почему американская подлодка занялась поисками нашего самолета?

- Думаю, японцы проинформировали американцев о крушении советского стратегического бомбардировщика, сообщив все, что необходимо для поиска: время и точку пропадания, азимут, расстояние от берега.«Грейбек» вполне подходила для этой задачи. Тайный переход от базы в Йокосуке через Курильские проливы к месту падения занял у них 2-3 суток. Они нашли самолет. Обследовали его боевые пловцы. Поднимали наше секретное оборудование, а возможно, и бомбы с помощью специальных лап-захватов и магнитных присосов.

Бывший разведчик берет с журнального столика увесистый фолиант. Это справочник «Боевые флоты мира», англоязычное издание, 1974 год. Открывает книгу на странице с фотографией и статьей-характеристикой той самой «Грейбек». Об операции субмарины в заливе Терпения в статье не сказано – все это случилось позже.

- Откуда у этой истории ноги растут? – спрашивает сам себя бывший разведчик. – Стратегическое соперничество в воздухе. Как только их «Боинги» – бомбардировщики Б-52 – начали летать вдоль европейского побережья, наши ТУ-95 стали активно контролировать огромную территорию от Аляски до Сахалина. Американцы тоже возили атомные бомбы – одну в 1966-м «уронили» в Средиземное море, недалеко от испанского побережья. А потом нашли ее и подняли, целую-невредимую.

Замначальника разведки Тихоокеанского флота Штыров подготовил тогда доклад командованию о спецоперации «Грейбека». Но его рвения не оценили – ценные сведения «похоронили» в корзине. Так же, как двумя годами раньше «не заметили» его же, Штырова, информации о том, что американцы готовят беспрецедентную операцию по подъему утонувшей в Тихом океане советской подлодки К-129 с ядерным оружием на борту. Как известно, они ее успешно провели. А советское и военное руководство узнало об этом… из победных репортажей американских газет.

Воспоминания Штырова официально никем не признаны и сегодня - какая авиакатастрофа, какие такие атомные бомбы?!

- Совсекретный опасный груз, как утверждают ваши некоторые оппоненты, если и возили, то только железной дорогой. А советский ТУ-95 с «изделиями» внутри железного брюха – это фантазии…

Слушать это Штыров не может – «закипает» с пол-оборота. Сегодня, когда сняты грифы с прошлых военных секретов, любой, кто умеет читать, легко найдет рассказы бывших военных летчиков о том, что, к примеру, с некогда совершенно закрытого военного аэродрома Чаган, что в 70 км от Семипалатинска, в годы Холодной войны, особенно во время войны во Вьетнаме, отправлялись на вылеты «с целью фотографирования авианосцев США в Тихом океане» самолеты дальней авиации с ядерными бомбами на борту. Такие вылеты считались боевыми. Задачу каждому экипажу ставил – непосредственно – Генштаб МО СССР. Выполнялись такие задачи без оповещения кого бы то ни было, в том числе и командования Тихоокеанского флота. Видимо, именно поэтому оно и «не заметило» доклада Штырова.

...Наше время истекло. Штыров соглашается на госпитализацию с единственным условием: договорим после выписки. Каталку с тяжелобольным прямиком помчали в реанимацию. (Готовя эту заметку, узнала: старый моряк идет на поправку, скоро выписка. Может, даст бог, и договорим).

"РАЗГАДКА СПРЯТАНА В АРХИВАХ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ"

Что нужно сделать, чтоб ответить, наконец, на вопрос: была ли авиакатастрофа и, если была, то – где бомбы? На дне моря? Или, как утверждают некоторые источники, американская субмарина, успешно проведя операцию, доставила их в США?

Я спросила об этом автора книги «Тайны подводного шпионажа», доктора военных наук, профессора, бывшего начальника кафедры разведки Военно-Морской академии ВМФ России Евгения Байкова.

- Документальное подтверждение происшествия, - ответил мой собеседник, - можно получить, открыв материалы архивов дальней авиации. Но на то должна быть команда, что называется, с самого «верха». ЧП, подобные крушению самолета в заливе Терпения, официально «всплывают» лишь десятилетия спустя. И то не всегда. Кому, особенно сейчас, хочется признавать, что тот «бой» времен Холодной войны мы проиграли американцам? Да у нас в ту пору не было и самой технической возможности поднять со дна атомные «изделия».

В ТЕМУ

В дальневосточных морях были и другие ядерные "утопленники "

Пока дальневосточники гадают, лежат или нет у них под боком, на дне залива Терпения, две ядерные «утопленницы», та же неопределенность - и с другими опасностями. Кроме стратегического бомбардировщика с бомбами на борту, народ очень волнует вопрос, сколько сегодня на дне морском списанных флотом РИТЭГов (увесистых ядерных батареек, служивших в недавнем прошлом источниками питания навигационных приборов и маяков) – единицы, десятки?..

Флот согласен лишь с тем, что два РИТЭГа еще в 1987 и 1997 годах случайно упали в море с вертолетов. Один нашли, он находится на временном хранении в Совгавани (к слову заметим, «временное» тянется с 2007 года). А второй, который упал более четверти века назад, еще не нашли, но будут упорно искать.

Что касается поиска 39 утопленных РИТЭГов (см. Расследование «КП»), то это – «бесполезная трата времени и бюджетных средств, поиск несуществующих объектов абсурден по смыслу.» Во всяком случае, так считает начальник штаба ТОФ, контр-адмирал Владимир Касатонов. Он же в одном из последних официальных писем на Сахалин приводит такие сведения: из 148 РИТЭГов, поступивших на флот со дня его основания, 94 находятся на временном хранении в Приморье, 52 переданы для дальнейшей утилизации на одно из предприятий «Росатома». «Иных РИТЭгов на учете и в эксплуатации у Тихоокеанского флота нет», - резюмирует начштаба.

И еще – в тему. По данным профессора Военно-Морской академии ВМФ Сергея Голобокова (недавно он выступал с докладом на экологическом форуме во Владивостоке), специалисты «потеряли контроль» над 85 (!) РИТЭГами с побережья Тихого океана. Где сегодня эти радиационно-опасные «батарейки», никому неизвестно.

Может, их списали. А может, как считают сахалинские активисты, варварски утопили. И нет РИТЭГов, как «не было» той же авиакатастрофы ТУ-95 с двумя атомными бомбами на борту в сахалинском заливе Терпения.

Впрочем, тема не закрыта. В октябре проблему радиационной безопасности дальневосточных морей рассматривали в Госдуме. Теперь на очереди – обсуждение темы в Совете Федерации. Будем следить за событиями.

РАССЛЕДОВАНИЕ «КП»

Атомные бомбы, потерянные у берегов Сахалина, угрожают России вторым Чернобылем

Наш спецкор на Дальнем Востоке Наталья Островская попыталась выяснить, что на самом деле затопили военные на дне Охотского моря.

«На дне дальневосточных морей лежат две атомные бомбы!» Это заявление бывшего директора «Сахалин-геоинформ» Вячеслава Федорченко можно было бы списать на больную фантазию - если бы Сахалинская областная дума недавно не рассмотрела его обращение. И, как сказала мне депутат Сахалинской областной думы Татьяна Кончева, «все, что он написал, мы приняли к сведению».

Вот самые важные фрагменты обращения Вячеслава Федорченко к депутатам. (читайте далее)