Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Дом. Семья19 декабря 2013 16:40

Николай Андреев «Жизнь Сахарова»

«Новый хронограф», 2014

«Над горизонтом сверкнуло зарево, из которого возник расширяющийся белый шар. Сахарова ослепила мгновенная смена темноты на свет, но он ухватил глазом пузырящееся огромное облако... Между шаром и клубами пыли разбухает ножка гриба… Андрей испытывает невиданное чувство летящего восторга. Восхищенного изумления. И, чего никак не ждал, - ярости. Ярости первобытного человека, завалившего мамонта…

Курчатов нашел глазами Сахарова, подошел и неожиданно склонился в глубоком поклоне:

- Тебе, спасителю России, благодарность!»

Что мы знаем об Андрее Сахарове? До обидного мало. Физик с мировым именем, правозащитник, отец термоядерной бомбы, нобелевский лауреат. Напрягшись, можно вспомнить еще его выступление на съезде народных депутатов, ссылку, голодовки…

Попытки объединить эти события в одну историю были. Но Андрея Дмитриевича вечно рисовали ангелом небесным. Бестелесным.

Писатель и журналист Николай Андреев по теме Сахарова многое сделал впервые. Начиная с того, что это первая (!) биография великого ученого и не менее великого гражданина России и мира. И завершая тем, что это первое произведение, где Андрей Дмитриевич показан реальным человеком. Со своими многочисленными достоинствами и недостатками. Помогающие понять логику титана мысли, запертого в нескладном теле «ботаника». Понять, как один и тот же человек может сначала маниакально стремиться создать смертоносное оружие, а затем с такой же настойчивостью запретить.

Книга интересна не только с научной точки зрения исторического трактата почти в тысячу страниц. Самое удивительное, что эта колоссальная по объему биография читается как увлекательный приключенческий роман, хотя главный герой отнюдь не супермен. Но холодные факты, разогретые авторским талантом, превращаются в такое вкусное блюдо, что от него трудно оторваться. Я лично много раз проклинал дар Андреева, потому что не мог оторваться от книги ни в пути, ни дома, ни за полночь. Такой роман у меня был разве что с Жюлем Верном да с братьями Стругацкими. Но те рассказывали о придуманных ученых. Здесь же герой реальный. Который в очередной раз подтвердил аксиому: жизнь богаче даже самой смелой фантазии. Особенно если речь идет о русском человеке.