2018-04-02T14:35:15+03:00

Когда российские дороги станут безопасными?

Эксперты критикуют новую систему подготовки водителей автошкол
Поделиться:
Комментарии: comments7
Изменить размер текста:

Вот уже несколько лет в обществе идет дискуссия о повышении уровня безопасности на дорогах. 5 ноября 2013 года вступили в силу поправки к закону «О безопасности дорожного движения», которые обсуждались Госдумой почти три года. Казалось бы, их принятие должно было перевести поставить точку в спорах. Однако почти 500 автошкол поставили подписи под Открытым письмом Президенту. В нем профессиональное сообщество высказало весьма критическое мнение о новой системе лицензирования автошкол и о проектах программ обучения водителей. Что же там не так?

ГЛАВНАЯ ОШИБКА РЕФОРМЫ

«Базисная ошибка, на которой построены программы, – это установленная законодательством норма о том, что подготовка водителей – это профессиональное обучение. Получается, что ежегодно более 2 млн. людей, обучившихся в автошколах нашей страны, получают профессию «водитель», хотя работают потом по этой профессии лишь менее 20% от этого числа граждан», - говорится в открытом письме президенту.

Такая уравниловка привела к тому, что в программах даже водители мопедов будут изучать предмет Основы пассажирских и грузоперевозок, а всем водителям легковых автомобилей без исключения нужно учиться заезжать в гараж с прицепом. Мы уже наблюдаем ситуацию, близкую к хаосу в процессе разработки Профессионального стандарта водителей различных категорий, на основе которых должны были разрабатываться эти программы обучения.

Первоначально проект Стандарта был написан по заказу Министерства труда и в настоящее время проходит межведомственное согласование. Однако 1 ноября 2013 года вышло Постановление Правительство № 980, где написание программ обучения возложили уже на Министерство образования и науки, причем сроки обозначили до 31 декабря. Тут «отличились» и представители отраслевой науки, прежде всего, МАДИ, внесший в программу обучения высшую математику, и ГИБДД. Представители Госавтоинспекции осчастливили общественность требованиями строить автодромы с асфальтобетонным покрытием с коэффициентом сцепления 0,4, с освещением автодрома в темное время суток и имитацией на автодроме перекрестка с пешеходным переходом, светофорами и дорожными знаками по ГОСТам.

Такое впечатление, что разработчики проекта программ потеряли чувство реальности.

АВТОДРОМ - ЗА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

Впечатление еще больше усугубляется после знакомства с подготовленным МВД проектом Постановления Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами», в котором содержится требование о переходе к использованию «автоматизированных средств» контроля сдачи экзаменов на автодромах. Даже отрешаясь от того, что автодром – искусственное пространство, навыки вождения на котором не так уж много дают для реальной жизни, постановка вопроса о форсированном переходе к «автоматизированным автодромам» настораживает.

Знающие сферу автоподготовки люди сразу же скажут, что в законченном виде система автоматизированного технического контроля сдачи вождения на автодроме существует в России только у одного поставщика. Фирма КАФС - почти монополист на данном рынке. Фирма расположена в Челябинске, а поставляемые ей комплекты является клонами уже устаревшего морально и технологически южнокорейского продукта. Заметим на полях: продукта, созданного для иных климатических и социальных условий. Для информации: стоимость такого автодрома составляет около миллиона долларов.

Лоббистский аспект этой истории можно было бы оставить в стороне. В конечном счете, кто может запретить в нашей стране зарабатывать деньги на инновациях, которые вроде бы должны улучшить качество подготовки водителей. Проблема, однако, в том, что главной целью внедрения автоматизированных автодромов является снятие в процессе приема экзаменов элемента коррупции, пресловутого «человеческого фактор». Не секрет, что именно стремление сократить коррупцию было изначально важнейшей целью создания автоматизированных автодромов на их прародине в Южной Корее.

Конечно, нельзя пройти мимо другого мощного аргумента ГИБДД: необходимости имитации на автоматизированных автодромах ситуаций, которые не всегда могут встретиться автомобилистам в реальной жизни. Например, регулируемых перекрестков. Правда, автоматизированные автодромы строятся преимущественно именно там, где светофоры стоят на каждом шагу: в городах-миллионниках, а не, например, на Камчатке или Чукотке, где, действительно, со светофорами пока негусто. Понятное дело, что эта новация никакого отношения к безопасности дорожного движения и качеству обучения не имеет.

КТО ЛОББИРУЕТ ПОПРАВКИ В ЗАКОН

Получается, что согласно новой законодательной базе основную часть инвестиций, которые, понятное дело, будут осуществляться за счет самих автошкол, предполагается направить на те сферы, которые имеют весьма незначительное влияние на решение ключевой задачи обучения управления транспортными средствами: повышение безопасности на дорогах.

Есть ли сторонники у новых поправок? Конечно, есть. Например, пресловутый «Всероссийский экспертный совет по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами», «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей» и Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ). Именно они рассматриваются бюрократией от безопасности движения в качестве главных, если не единственных в стране экспертов по вопросам совершенствования процесса обучения. Но вот незадача: учредителями, членами и руководителями в этих организациях являются одни и те же люди.

Но оставим этот вопрос в стороне. Зададим представителям ГИБДД другой вопрос: неужели там действительно считают, что внедрение порой неоправданно дорогих «инноваций» заменит кропотливую работу Госавтоинспекции по борьбе с хамством на дорогах? Там действительно считают, что водители, отработав на автоматизированном автодроме некоторое количество стандартных действий, максимальным числом – 12, избавятся навсегда от желания сознательно нарушать правила дорожного движения? Если же есть сомнения, зачем заставлять автошколы тратить средства на приобретение техники, которая мало в чем способствует выполнению главной задачи автошкол: подготовки водителей, не просто умеющих выполнять 12 стандартных действий, но и уважающих правила дорожного движения и других водителей?! Водителей, обладающих реальными навыками безопасного вождения, а не заучивших алгоритм передвижения по автодрому.

Не исключено, что за красивыми словами о повышении технического оснащения автошкол может скрываться обычный передел собственности.

НУЖНЫ СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ

Наверное, стоит остановиться и посоветоваться не только с умелыми лоббистами, но и профессионалами, которые каждодневно занимаются обучением водителей. И которые кровно заинтересованы в максимальной эффективности и законности своей деятельности. Думается, было бы более продуктивным дать возможность отрасли использовать механизмы саморегуляции и самой выработать механизмы очищения от недобросовестных участников рынка. Автошколы и их крупнейшие региональные ассоциации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярск, Кемерово, Урал и другие) проявили конструктивную гражданскую позицию и выступили с конструктивными поправками к вводимому в действие законодательству, а в октябре 2013 года провели в Москве конференцию автошкол России, на которую съехались автошколы от Владивостока до Калининграда. Сотрудничество с этим представительным и влиятельным сообществом куда более продуктивно, чем ориентация на мнение нескольких организаций, которые никого, кроме самих себя, не представляют.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также