2018-04-02T14:35:18+03:00

Следите за словами!

Несколько раз в год, обычно в преддверии «длинных» праздников, в российской прессе разгораются страсти по поводу дороговизны авиабилетов
Поделиться:
Комментарии: comments7
Каждый волен выбирать, лететь ли ему на самолете, которому пора на свалку, или заплатить за комфорт и безопасность…Каждый волен выбирать, лететь ли ему на самолете, которому пора на свалку, или заплатить за комфорт и безопасность…Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Изменить размер текста:

Журналисты, политики, чиновники разных рангов дружно требуют от «Аэрофлота» опустить цены. Но на деле это приводит к обратному результату - из-за популистских высказываний ньюсмейкеров перевозчик несет имиджевые и финансовые издержки, что никак не способствует снижению цен на его услуги.

Игра на унижение

«Фондовый рынок - институт крайне чувствительный. В мировой практике нередки случаи, когда даже полунамека второстепенного чиновника бывает достаточно для кардинального разворота всей биржевой махины. Что уж говорить о статусной риторике, как бы невзначай касающейся конкретной компании, тем более с государственным участием - последствия часто бывают непредсказуемыми. Здоровый популизм забудется, снижение капитализации останется», - описал ситуацию известный экономист, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский.

Чиновников с политиками можно понять - выступая с громкими и злободневными заявлениями, они как бы оказываются на стороне населения, набирают очки рейтингов и электоральные преимущества. О том, чем в реальности обернутся их слова, задумываться как-то не принято, ведь главное - сделать хороший пиар, а там хоть трава не расти. Между тем снижать цены на авиаперевозки российские компании сегодня просто не в состоянии, они и так работают чуть ли не себе в убыток.

«Ни одна авиакомпания Европы и мира не летает так, как летаем мы, - заявил ранее генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. - У нас пассажиры сбрасывают огромное количество билетов перед датой вылета, мы на рейсе теряем 15 - 20% пассажиров, которые просто безответственно сбрасывают билеты. По данным Росавиации, за год мы, все авиакомпании России, теряем почти миллиард долларов дохода».

Отказ пассажиров от билетов - далеко не единственная расходная статья авиаперевозчиков. Им также приходится оплачивать услуги внешних поставщиков и собственные издержки, напоминает заместитель генерального директора - директор по авиационному страхованию ОАО «АльфаСтрахование» Илья Кабачник.

Недешевый керосин

К затратам внешним относятся, например, расходы на покупку топлива, лизинг техники, оплата навигационного и аэропортового обслуживания. Здесь действительно имеются огромные возможности для повышения эффективности. «В нашей Госкорпорации по ОрВД работают больше 26 000 человек, в NavCanada - 5000 с небольшим, - говорит Кабачник. - Пропускная способность московских аэропортов (количество взлет-посадок) почти в два раза ниже, чем у передовых аэропортов мира с той же конфигурацией ВПП. В составе затрат компаний местных воздушных линий стоимость услуг аэропортов составляет какие-то несусветно высокие проценты. При том что деятельность этих аэропортов все равно субсидируется из бюджета». Вот только сами авиакомпании не имеют никакого отношения к устанавливаемым их партнерами тарифам.

Сегодня в России сложилась уникальная для мировой практики ситуация - ведущий глобальный экспортер нефти держит одни из самых высоких цен на авиационный керосин на внутреннем рынке. Да и отечественные аэропортовые сборы славятся своими солидными, чтобы не сказать больше, размерами. Возможно, государству стоило бы принять меры к снижению топливных и сервисных расходов перевозчиков, ведь от этого все российские авиакомпании выиграют.

Тем более что и на внутренних издержках особо сэкономить не получится. Тот же «Аэрофлот» работает в премиум-сегменте, а это означает высокий уровень сервиса и безопасности. Один из самых молодых парков воздушных судов среди европейских компаний требует определенных расходов, комфорт пассажиров на борту тоже имеет свое денежное выражение. Да и сравнивать цены в премиум-сегменте с бюджетными авиакомпаниями некорректно - это примерно как ожидать, что дорогие частные клиники начнут прием пациентов по полису обязательного медстрахования.

«Мерседес» по цене «Калины»?

- Это все-таки перевозчик класса премиум. То есть использует новейшие самолеты, которые, между прочим, недешевы в обслуживании и стоят в 10 раз дороже, чем подержанные, а кроме того, тратит больше своих конкурентов на безопасность, - уверен генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин. - Требовать от «Аэрофлота», чтобы он продавал билеты по цене европейских лоукостеров, - попросту абсурдно. Тем не менее у наших чиновников не возникает диссонанса, когда они сравнивают его и лоукостеры, хотя им не приходит в голову, например, требовать от пятизвездочных отелей снизить цены до уровня хостелов. Да и сами они почему-то предпочитают ездить на BMW и Audi, а не на Renault Logan и не на «Ладах Калинах».

Не выдерживает критики и популярный миф о том, что в советское время авиатранспорт был доступнее, чем сегодня. По подсчетам Ильи Кабачника, за последние 27 лет, с 1985 по 2013 год, водка, например, стала дешевле, железнодорожные билеты подорожали, а стоимость полетов на самолете осталась на прежнем уровне по отношению к доходам граждан. «Если в 80-е годы рабочий из Магадана мог позволить себе слетать в отпуск на материк, то это не потому, что билет был дешев. Билет в одну сторону стоил рублей 150, не меньше, и это не было дешево ни по каким меркам. Однако уровень зарплаты и надбавки позволяли ему этот билет купить. Кроме того, с большой вероятностью, трудовым договором был предусмотрен ежегодный бесплатный билет (за счет работодателя) к месту отдыха», - отметил Кабачник.

Далеко от корректности и сравнение цен на внутрироссийские и внутриевропейские перелеты. Указывающие на заметную дешевизну последних ораторы обычно скромно умалчивают, что клиенты европейских авиакомпаний не платят НДС. Наши же пассажиры по закону вынуждены переплачивать эти 18%, которые авиакомпания затем автоматически перечисляет в доход государства.

Есть у требований снизить цены на авиабилеты еще один немаловажный аспект. Ведущий российский перевозчик - «Аэрофлот» - готовится к приватизации. Топ-менеджмент компании всеми силами старается повысить ее рыночную стоимость и капитализацию, чтобы государство получило максимальную прибыль от этой сделки. А необдуманные, поспешные или просто популистские заявления чиновников и политиков моментально сокращают финансовые показатели на многие миллионы долларов.

Популярный повод

«Часто можно услышать, как тот или иной чиновник критикует компанию за цены. Вот только у этих заявлений есть обратная сторона. Такие заявления являются каким-никаким инфоповодом. Инвесторы и спекулянты, не разбираясь в сути вопроса, воспринимают такие заявления как некие объективные данные. И это все может влиять на котировки компании, а следовательно, и на ее капитализацию», - поясняет аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.

По всей видимости, такое поведение отдельных чиновников объясняется банальным самопиаром и неумением просчитывать государственную выгоду. О том, что начата спланированная игра на понижение, думать не хочется. Хотя некоторые «критические» выступления в адрес российской национальной авиакомпании на такие мысли, безусловно, наводят.

Впрочем, способ заметно снизить цены на авиаперелеты все же существует. «Аэрофлот» давно готов к запуску собственной компании-лоукостера и ждет лишь внесения в российское законодательство изменений, позволяющих ему работать в условиях, аналогичных иностранным бюджетным перевозчикам. Ведь пока законы запрещают авиакомпаниям отказывать клиентам в возврате билетов, экономить на питании и прочих статьях, давно уже практикуемых за рубежом. Сегодня решение этих вопросов зависит от тех самых чиновников и депутатов. Конечно, требовать куда проще, чем работать, но вряд ли их популистские выпады приблизят реальное появление отечественного лоукостера.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также