Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья5 февраля 2014 4:00

Перестать требовать слишком много от своего ребенка

Пусть не будет первым, пусть будет счастливым! Многим родителям, к сожалению, важнее, чтобы был первым, отличником, чтобы делал, как мама с папой скажут. А что при этом чувствует ребенок? Об этом говорим со школьным психологом
- Не понимаю физику, а мама хочет, чтобы я был отличником!

- Не понимаю физику, а мама хочет, чтобы я был отличником!

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Подросток с оружием в руках. В школе. Очень страшно, но, оказывается, бывает. - Денис учился в 8 классе одной моковской школы, - рассказывает историю психолог Татьяна МАЛЮТИНА (имя школьника изменено). – Трудный парень, уроки прогуливал, учителям хамил, никто с ним справиться не мог. Он даже лежал в психиатрии, но вышел с чистой картой – абсолютно здоров. И вот однажды пришел в свою школу с травматическим пистолетом, приставил десятикласснику к животу. Угрожал выстрелить. Ничего не требовал, ничего не хотел. Администрация вызвала полицию. Денис пистолет быстро спрятал. Полицейские ничего не нашли и уехали. А учителя и дети сидели, как на пороховой бочке, а вдруг он снова принесет оружие? Справиться с ним по-прежнему никто не мог – он просто убегал от учителей. Чего он хотел? Доказать, что может все, и за это ничего ему не будет. У Дениса полный «букет» - нездоровая психика, непростая семья и дурная наследственность – брат как-то бросил крышкой от парты в учителя рисования (она сделала замечание).

Сейчас одна из распространенных версий, почему школьник убил учителя – это отметки. Географ собирался поставить четверку отличнику. И отличник географа убил. А еще обсуждают, что детям тяжело, они не справляются с нагрузками, зимой темно и скучно, мало движения, много уроков, спать хочется, устают. Родители требуют хорошо учиться, ругают и даже иногда бьют за двойки. Да еще и возраст тяжелый – сплошные конфликты внутренние. Да еще и в кино жестокость, и игры все со стрелялками-убийствами. - Все эти факторы действительно утомляют ребенка, добавляют ему переживаний, - говорит Татьяна МАЛЮТИНА. – НО они НЕ МОГУТ стать первопричиной такого поведения, не могут сделать ребенка убийцей, при условии, что у него нормальная психика. Могут сработать, как спусковой механизм, но только если уже есть проблемы.

Не допустить… Давайте поговорим об обычных детях. С психикой вроде бы все нормально. Наследственность опасений не вызывает. Но дети ходят в школу, встают не выспавшиеся, сидят по 8 уроков, ходят на дополнительные занятия, до ночи делают уроки, забывают тетрадки, плачут из-за двоек. Какой должна быть нормальная реакция на такую усталость? - Когда все наваливается сразу, может возникнуть чувство отчаяния, - объясняет психолог. – А может проснуться защитная реакция – «здоровый пофигизм» - ну не успею и не успею. Дети часто не могут распределить нагрузку, не могут распланировать какие-то вещи. Тут им очень нужна помощь родителей. В наших силах помочь с уроками, дать возможность «прогулять» один день, когда школьник совсем устал, не заваливать дополнительными занятиями, водить гулять, записывать на спорт (движение очень здорово справляется с такими стрессами). Но главная задача родителей – не требовать слишком много!!! Читаем дальше.

Родительские надежды

- Однажды я проводила тестирование на успешность среди 10-11 классов, - рассказывает Татьяна МАЛЮТИНА. – Один мальчик сдал тест очень хорошо. И я решила его обрадовать. Говорю, вот какой молодец, такой результат прекрасный, ты третий из всех 10-11 классов, беги, обрадуй родителей. А мальчик мне на это ответил: «Плохо. Я не смогу признаться родителям. Для них это будет удар. Они хотят, чтобы я во всем был первым».

Четверка? Почему так мало? У Петрова пять? Ты что тупее Петрова? Ты ДОЛЖЕН быть лучшим! Ты ДОЛЖЕН стать математиком! И т.д. Понятно, о чем я. Родителей губят личные амбиции. Ребенок просто не может подорвать их авторитет своими тройками. «Брось эту свою муру актерскую, ты должен быть мужиком, финансистом!» - говорят мальчику. «Парикмахершей? Да у тебя мать доктор наук, а отец – первая скрипка! Ты не можешь нас опозорить!» - говорят девочке. Сейчас по соцсетям ходит отличная история про девочку, которую мама считала больной и собиралась лечить, потому что девочка не сидела на месте. А мудрый психолог предложил отдать девочку в танцы. И она стала великой танцовщицей и поставила «Кошек» на Бродвее. - У нас в школе училась девочка, - говорит Татьяна Малютина. – Ее все считали странной и ненормальной. Каждый день она то летала, как бабочка, то мурлыкала, как кошка, но на уроках сидеть категорически не могла. Мы предложили маме забрать девчонку на домашнее обучение, но мама ответила: «Статус моей семьи не позволяет иметь больного ребенка». А когда девочку все-таки забрали из обычной школы и отдали в художественную, она стала очень счастливой.

Почему родители требуют так много от своих детей?

- Потому что понимают, что сами в чем-то не состоялись. И это их второй шанс. - Потому что не признают права ребенка быть другим, иметь свои интересы. - Потому что считают ребенка своей частной собственностью: он будет учиться, как я скажу, а выдержит ли он это – не интересует. - Потому что статус и семейная династия не позволяют «ударить в грязь лицом», отойти от привычного шаблона. - Потому что считают, что лучше знают, что хорошо для ребенка (как ему учиться, куда ходить, с кем дружить, кем быть). - Потому что у них извращенное понятие ПОМОЩИ. Думают, что, заставляя, помогают. Любое давление и «заставляние» вгоняет ребенка в конфликт с самим собой. С одной стороны, хочется соответствовать ожиданиям родителей, но с другой – личные потребности, которые не удовлетворяются! У ребенка нет сил соответствовать, потому что все его силы уходят на эти самые переживания.

Что делать:

Мы не говорим о дисциплине и не говорим о случаях, когда что-то угрожает жизни и здоровью ребенка. Во всех остальных ситуациях нужно:

- Идти за ребенком в его интересах. Задача подростка – добиться, чтобы его признали как личность. Так признайте! Ему нравится испанский язык? Пусть учит, не заставляйте учить французский, потому что все в вашей семье его знают. Хочет быть актером? Отведите на курсы актерского мастерства. Хочет покрасить волосы? Это его волосы! И это меньшее из зол, которое он может захотеть.

- Признайте его право выбирать (от одежды до друзей и занятий). Сердце кровью обливается? Пусть обливается. Но ребенку нужно научиться делать выбор и видеть последствия. Будьте рядом, стойте за спиной, спасайте и помогайте, но, как говорят психологи не «ПРИЧИНЯЙТЕ ДОБРО», потому что вы, якобы, лучше знаете.

- Не требуйте от ребенка пятерок, побед и первых мест на конкурсах! Предлагайте участвовать, заниматься, хвалите за успехи и знания, а не за оценки.

- Не обижайтесь, если чадо не слушает ваших советов. Ваше дело – объяснить, подсказать, предложить помощь. А решать – ребенку.