Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Политика28 февраля 2014 15:05

«Вежливые люди с оружием» заняли аэродромы Крыма

Происходящее в автономной республике все больше напоминает Косово середины 90-х [видео, онлайн-трансляция]

До минувшей пятницы происходящее в Крыму напоминало достойную голливудских сценаристов историю Рижского ОМОНа. В январе 1991-го несколько десятков милиционеров-спецназовцев отказались присягать «латвийской независимости». Они стали единственным подразделением в Прибалтике, которое не только не пожелало перевоплощаться в «национальную полицию», но и продолжило с оружием в руках исполнять приказы агонизирующей власти увядающей державы. Они брали штурмом Дом печати и телеграф, МВД и школу милиции... До последнего надеясь, что из Большого Союза помощь вот-вот придет. Рижский ОМОН удалось эвакуировать в Россию, в Тюмень. Биться в Прибалтике им было уже не за что.

Захват крымского Совмина и Верховной Рады вооруженными людьми был сродни забытому подвигу рижан. Если бы это был преданный новыми властями «Беркут». Однако вооруженные «бойцы самообороны» пожелали сохранить инкогнито. Как и те, кто в ночь на пятницу взял под контроль аэродромы полуострова в Симферополе и Севастополе. И это напомнило уже другую страницу мировой истории — конфликт в Югославии. Почти 15 лет назад батальон российских десантников совершил беспрецедентный марш из Боснии в косовскую Приштину, заняв аэродром Слатина. Этот маневр, ставший полной неожиданностью для НАТО, сорвал планы по наземному вторжению американцев сотоварищи в край Косово. Возможно, такими же соображениями руководствовались и те, кто на нескольких КаМАЗах подъехал в ночь на пятницу к аэропорту Симферополя.

Фото: REUTERS

Военнослужащие в одинаковой форме без опознавательных знаков с автоматами Калашникова, пулеметами и снайперскими винтовками «взяли под охрану» территорию аэропорта. Себя они назвали «Силами самообороны» русскоязычного населения Крыма.

Мы прилетели в Симферополь в пятницу утром, когда ажиотаж вокруг таинственного подразделения немного спал. Бойцы в одинаковой «цифре» по двое патрулировали территорию аэропорта, но на любые попытки завести разговор, тактично отвечали отказом. За подчеркнутую деликатность их уже окрестили здесь «вежливыми людьми с оружием». Магазины к автоматам у бойцов не пристегнуты, но при этом видно, что оружие в руки они взяли не вчера. Они привыкли его держать также, как хипстер — свой айфон.

− Хлопчик, ставьте сумки не бойтесь, не таскайтесь с ними, никто их тут не тронет, – добрая бабушка, торгующая сим-картами в зале прилета аэропорта, заметила, как мы практически волочим по полу наши баулы набитые бронежилетами, касками, противогазами… Такой нынче курортный набор. - У нас тут три кольца охраны теперь, военные ходят патрулями.

− А что за военные, откуда?

− Да кто же их разберет, - лукавит собеседница, - на них не написано. Но не американцы, это точно!

Кассир в обменнике валюты, статью и повадками напоминающий крупье из очень дорогого казино, узнав, что мы журналисты, жадно расспрашивает нас: «Как там в Киеве?» и «Что думает делать Россия»? Чувствуется, человек припал к источнику нефильтрованной информации. Протирает очки в золотой оправе, и говорит нам:

− Армия, это какая-то стабильность, всегда. У нас стабильность дороже золота – мы же туризмом живем, понимаете? От мира кормимся. А что происходит – не очень понятно, на украинских каналах бандеровцы воют за независимость, в России – тень на плетень наводят. Придется самостоятельно разбираться. А вы что думаете?

Мы пока ничего не думаем – минуту назад прилетели. Заметили военных у последней зоны досмотра, где багаж всех прилетевших прогоняют через сканер. У старого здания «воздушных ворот Крыма», происходит что-то интересное. Бывший аэровокзал - это немаленький особняк в стиле «сталинский ампир», на котором совсем не смотрится вывеска «Ресторан». Перед ним стоит жидкая цепь сумрачных, скромно одетых мужчин с георгиевскими ленточками на рукавах. В Киеве их наверняка окрестили бы оскорбительным словом «титушка». Ближе ко входу, еще одна цепочка – военные. Мужчины с ленточками просят нас не снимать их в упор, ничего не комментируют, и якобы ничего не знают. Единственный спикер – Игорь Пилипенко из «Русского единства». Тоже темнит. По его словам, люди с георгиевскими ленточками – крымчане, есть из Севастополя. Георгиевская ленточка – символ победоносной отечественной истории. На вопрос взаимодействуете ли вы с военными, Он ответил:

− Нет, мы с ними почти не общаемся.

− Вы же знаете, что это за люди в форме?

− Знаю, но время сказать пока не пришло.

− Украинские СМИ говорят, что ресторан в аэропорту захватили террористы…

− Террористы выдвигают требования. А никаких требований никто не выдвигал. У нас самих нет никакого оружия или предметов, которые могут быть использованы вместо него. А стоять мы здесь будем, пока ситуация не нормализуется.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Парламент Крыма назначил референдум о статусе автономии на 25 мая

Русскоязычное большинство населения Симферополя встретило эту новость с ликованием

События в столице Крыма Симферополе вчера начали развиваться стремительно. И неожиданно для всех. Крымские татары и симферопольцы в четверг намеревались продолжить митинги-стояния у Верховной Рады полуострова. Однако их опередили... (читайте далее)