Общество21 марта 2014 15:33

«Оформляю налоговый вычет, и банк требует деньги за справки!»

На вопросы читателей «КП» отвечает эксперт по банковскому законодательству, юрист Грант Казарян
На ваши вопросы отвечает юрист Грант Казарян.

На ваши вопросы отвечает юрист Грант Казарян.

Я выплачиваю ипотечный кредит, и хочу оформить налоговый вычет. Для налоговой инспекции требуется документ, подтверждающий произведенные платежи с их разбивкой на сумму основного долга и сумму уплаченных процентов по ипотечному кредиту. Банк предоставляет эти сведения в виде справки об уплаченных процентах за год. Справка платная, стоила 250 руб., потом 350 руб., в этом году - 0,1% от суммы долга. В моем случае это 800 руб.! Скажите пожалуйста: имеет ли право банк требовать деньги за эту справку? И если имеет, то какой может быть максимум стоимости этой справки?

Виктория

Отвечает эксперт по банковскому законодательству, юрист Грант Казарян:

- По Закону «О защите прав потребителей» (статьи 8 и 10) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. Исходя из смысла данной нормы, потребитель всегда имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате, и оставшейся суммы кредита. Реализация данного права потребителя не может быть обусловлена уплатой им какого-либо вознаграждения за предоставление такого рода информации, т.к. это противоречит действующим нормам.

Таким образом, требование банка об оплате небходимых вам данных неправомерно.

Если вы уже оплатили данную справку, то в связи с необоснованным взиманием комиссии (платы за справку), вы вправе обратиться в банк и письменно потребовать возврата денежной суммы в размере стоимости справки, а также выплаты вам процентов за пользование данной суммой, т.к. в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ у банка в данном случае наступает неосновательное обогащение.

В случае отказа в возврате денежных средств в добровольном порядке вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Обращаю ваше внимание, что на основании статьи 17 Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право на выбор территориальной подсудности спора, т.е. места предъявления иска: по месту нахождения ответчика, либо жительства истца, либо заключения или исполнения договор. А также вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины. Я рекомендую судиться по месту жительства. Так будет удобнее да и шансов выиграть дело больше.

Кроме того, при необходимости вы вправе привлечь территориальные органы Роспотребнадзора для судебной защиты нарушенного права. Роспотребнадзор в данном случае может дать письменное заключение по делу в целях защиты прав потребителя в порядке, установленном статьей 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей».

Если же вы еще не оплачивали справку, требуйте от сотрудников банка предоставить вам необходимые данные на безвозмездной основе. В случае отказа передайте жалобу руководству банка. При этом желательно все свои обращения оформлять письменно.

На практике банки, осознавая, что клиент настойчив и юридически подкован, зачастую предоставляют справку бесплатно. При необходимости можно написать жалобу на действия банка в Роспотребнадзор. Также можно оставить отзыв на портале banki.ru с указанием конкретного отделения банка и сотрудника, отказавшего вам в предоставлении услуги. Все банки отслеживают информацию, размещенную на данном портале, и стараются загладить вину перед обиженным клиентом дабы не потерять лояльность действующих и потенциальных клиентов.

Задать свой вопрос Гранту Казаряну вы можете здесь.