2016-08-24T02:53:25+03:00

Поматросила и бросила: Журналистка "КП" сходила в рейс на барке "Крузенштерн"

Стояла ночью за штурвалом, забиралась на мачту... А у наших читателей есть возможность стать участниками Черноморской регаты больших парусников [конкурс]
Корреспондент "КП" Надежда Шульга и курсанты "Крузенштерна".Корреспондент "КП" Надежда Шульга и курсанты "Крузенштерна".
Изменить размер текста:

Под парусами «Крузенштерна»

О «Крузенштерне» снят не один фильм и сложена не одна песня, поэтому корабль окружает настоящий ореол морской романтики. Судно было построено немцами аж в 1926 году, но, несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор пребывает в добром здравии.

В таком, что уже дважды пускалось в кругосветку, и ежегодно участвует в парусных регатах. Кстати, при спуске на воду барк назывался «Падуя». Но когда в 1946 году корабль перешел по репарациям в собственность СССР, он был переименован в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Кстати, «Падуя» принадлежала к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер». Имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потози» (Potosi), «Пруссия» (Preußen). Сейчас из всей серии остаётся в строю только «Крузенштерн».

"Крузенштерн" на синих волнах еще долго снится всем "трейнизам".

"Крузенштерн" на синих волнах еще долго снится всем "трейнизам".

Но самое интересное - побывать на судне и даже отправиться на нем в рейс может любой желающий.

Конечно, не матросом я ходила на "Крузенштерне". Кто возьмет «девчонку с улицы» на столь ответственную работу на легендарный корабль? Судно-то действующее, на нем проходят обучение курсанты Балтийской государственной академии.

Но все-таки простому смертному на барк попасть можно не только в роли обычного туриста. Команда называет таких путешественников, как я, «трейнизами» (от английского training – тренироваться), то есть гостями, которые присутствуют в рейсе и по желанию могут помогать курсантам во всех корабельных делах – от чистки картошки на камбузе до мытья палубы, установки парусов на мачтах и даже, если повезет, ночью можно постоять у штурвала. Конечно, под строгим контролем помощника капитана.

Надин муж в обнимку с "Васей" - самым несчастным "членом экипажа". Именно его бросают в воду, когда курсанты отрабатывают команду "человек за бортом".

Надин муж в обнимку с "Васей" - самым несчастным "членом экипажа". Именно его бросают в воду, когда курсанты отрабатывают команду "человек за бортом".

Упал - отжался

Итак, в 7.00 по громкой связи помощник капитана объявляет подъем и сообщает: где мы идем, под парусами или на моторе, с какой скоростью движемся. И уже буквально через три минуты всех курсантов созывают на зарядку. Замешкался – получи наряд вне очереди.

Слава Богу, трейнизов нарядами не «награждают», а то бы я точно весь оставшийся день драила палубу или коптилась на кухне. А так слегка размялась – и в каюту. Уже через двадцать минут раздается очередная, уже приятная команда: «Время 7.30, экипажу и курсантам завтракать».

Кормят на судне четыре раза в день. Причем не абы как – а с мясом, фруктами, йогуртами, сладостями. На завтрак может быть каша, а может и яичница с сосиской, бутерброд с маслом, чай, йогурт. Причем и курсантов, и трейнизов, и команду кормят из одного котла. Различие лишь в том, что курсантам накладывают еду в металлическую посуду, а всем остальным сервируют на скатертях и в фарфоровых тарелочках.

На борту много необычных "развлечений" - одеться в такой костюм по тревоге, например.

На борту много необычных "развлечений" - одеться в такой костюм по тревоге, например.

Парусный аврал. Все наверх!

После завтрака - учеба в классах или работа на палубе. Для матросов. А мы, трейнизы, можем вернуться в каюту и еще подремать. Можем наслаждать свежим морским воздухом на палубе. А можем присоединиться к матросам и, например, начистить до блеска какую-нибудь полезную металлическую штуковину. Или надраить палубу. Трейнизы из России общественно-полезными работами обычно «не балуются», а вот иностранцы, особенно немцы, с удовольствием присоединяются к морячкам.

Но тут по радио вдруг объявляют: «Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал. Все наверх!»

Это значит, всем срочно надо подняться на палубу, чтобы поставить паруса. Более 100 курсантов вовлечены в процесс. Парусный аврал - дело серьезное. В начале рейса курсантам требуется больше часа, чтобы поставить паруса. А к концу практики они справляются с этой задачей минут за двадцать.

"Трейнизы" могут присоединиться к матросам и драить, например, какую-нибудь важную штуковину на палубе. А могут и просто загорать.

"Трейнизы" могут присоединиться к матросам и драить, например, какую-нибудь важную штуковину на палубе. А могут и просто загорать.

Трейнизы за «парусными авралами» обычно наблюдают со стороны. Когда видишь ребят на матче высотой с пятнадцатиэтажный дом, сердце замирает. Конечно, они там работают со страховкой, но все-таки с палубы они смотрятся на этих реях как маленькие воробышки.

Когда прозвучал отбой, трейнизам тоже предложили забраться на мачту. И вот тут коленки, конечно, затряслись. Наверх по лестнице рискнули забраться далеко не все. Могу гордиться собой, я не испугалась. Несмотря на то, что высоты боюсь ужасно, нацепила страховку и потихоньку стала забираться на матчу.

Конечно, меня подстраховывали и боцман фок-мачты Юров Юрий Юрьевич, и специально прикрепленный ко мне курсант. За время подъема наверх я успела испытать всю палитру эмоций - от ужаса до невероятного счастья.

Ну что, "полетела" я на фок-мачту!

Ну что, "полетела" я на фок-мачту!

Боцман Юрий Юрьевич Юров

Знаете, не только именем выделяется боцман фока. Если бы я была продюсером и снимала фильм про корабль, обязательно пригласила бы на роль безо всякого кастинга именно этого боцмана. Двухметровый морской волк с кольцом в левом ухе, сломанным носом и колоритными шрамами на лице. Кажется, он пропитался солью, морским воздухом, солнцем. Его беспрекословно слушаются курсанты и обожают абсолютно все трейнизы.

Он - душа компании, душа команды. Он знает свое дело, знает каждую «детальку» «Крузенштерна». Вот как называется на корабле обычная белая вентиляционная круглая штучка на потолке каюты? Оказалось, «пуанколавр». Ни Яндекс, ни Гугл толком про это ничего не знают, а боцман Юра - пожалуйста!

Боцман Юрий Юрьевич Юров.

Боцман Юрий Юрьевич Юров.

За штурвалом «Крузенштерна»

Самое сильное впечатление осталось у меня от часовой ночной вахты за штурвалом «Крузнештерна». Сразу хочу сказать, конечно, создается иллюзия, что это ты рулишь кораблем. На самом деле в рубке находился помощник капитана Евгений Ромашкин, а также курсант, который следил за курсом и руководил мной.

А я лишь держалась за штурвал и выполняла указания. Но это настолько невероятно! Ночь, море, корабли на экране. Дух захватывает, когда на радаре появляется судно близко-близко от нашего барка.

Но если для меня этот час стал какой-то морской романтикой, то для моего мужа, который тоже ходил в рейс и которому я передала ночную вахту, время за штурвалом «Крузенштерна» стало поводом разобраться в его навигационном оборудовании. Вот как он описал свой опыт:

- Цветная шкала в центре – аксиометр, показывает угол отклонения пера руля. Над ним – спутниковый компас Sperry Marine NAVISTAR, показывающий скорость судна в морских узлах. 4.7 узлов - это 8.7 км/ч. Максимальная скорость Крузенштерна – 17 узлов. Правый верхний квадрат – репитер гирокомпаса, а левый – обычный магнитный компас. Гирокомпас показывает не на магнитный север, а на истинный север, потому что работает на другом принципе.

Под действием силы Кориолиса и трения ось волчка гироскопа всегда устанавливается параллельно земной оси, т.е. указывает на истинный север. Чуть выше и левее руля находится автопилот NAVIPILOT 4000. Не видел, чтобы им пользовались. Остальное – управление насосами, отображение направления ветра и галса (движения судна относительно ветра).

Отпуск на паруснике намного интереснее отпуска на пляже.

Отпуск на паруснике намного интереснее отпуска на пляже.

В левом верхнем углу - пульт судовой трансляции Phontech CIS 3130, управление дворниками на стеклах и отображение режима работа двигателей. На Крузенштерне два 8-цилиндровых дизеля общей мощностью в 1000 л.с. Обороты (до 340об/мин) показывают два блока в центре. Две рукоятки - управление двигателем.

Кстати, никакого редуктора между двигателем и винтом нет, для заднего хода нужно полностью останавливать двигатель.

Желтая кнопка слева – тифон. Тифоном на корабле называют привычный нам гудок. Кстати, для того, чтобы тифон загудел, в него встроен электродвигатель 4кВт, нагнетающий сжатый воздух под мембрану в рупор. Однажды за тифном курсант спокойно укладывал паруса, на высоте девятиэтажки, между прочим, когда из этого тифона вырвался уууууууу. У того аж кепка слетела!

Также тут дистанционный запор клинкетной двери - тяжелой водонепроницаемой, расположенной между машинным отделением и коридором гребных валов.

...Конечно, побывать трейнизом на борту «Крузенштерна» - это впечатление на всю жизнь. Ведь я еще не рассказала про пожарную тревогу, про команду «человек за бортом», про путешествие на лодке в открытом море вокруг нашего корабля. А вечера художественной самодеятельности, чаепитие с капитаном Михаилом Новиковым, вечерние беседы с боцманами и матросами! Хоть еще раз в рейс собирайся!

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС

СТАНЬ УЧАСТНИКОМ РЕГАТЫ БОЛЬШИХ ПАРУСНИКОВ!

Читатели "КП", победившие в конкурсе, в мае отправятся на Черноморскую регату на борту другого российского парусника - "Мир"

Читатели "Комсомольской правды" могут стать участниками Черноморской регаты больших учебных парусников (SCF Black Sea Tall Ships Regatta).

Как? Очень просто: принять участие в конкурсе, который "Комсомолка" проводит вместе с организаторами Черноморской регаты больших парусников и агентством Regatta International.

Главный приз - это не просто путешествие, а настоящее приключение. Победители - а победителей будет двое! - проведут неделю на борту российского парусника "Мир" и совершат переход из Новороссийска в Сочи. Каждому будет оплачена дорога на поезде или самолете к старту этапа и домой после его завершения. Все путешествие продлится с 11 до 16 мая 2014 года.

И еще одна хорошая новость: обладатели главного приза станут героями фильма о Черноморской регате.

Чтобы получить красивый и заманчивый приз, заполните анкету. В ней расскажите, почему вы хотите поехать на регату больших парусников, а также почему считаете себя идеальным кандидатом на победу.

Важны и другие вопросы: умеете ли вы фотографировать и снимать видео, а также где и как собираетесь рассказывать о своем участии в морском приключении.

Не забудьте прикрепить свою фотографию или короткое видео о себе, а также указать свои контактные данные.

В конкурсе могут участвовать граждане РФ, которым на момент проведения конкурса исполнилось 18 лет. У вас должен быть загранпаспорт: маршрут проходит между двумя российскими портами, но для выхода в море этот документ необходим.

Заполненные анкеты принимаются до 30 марта 2014 года (включительно, до ноля часов по московскому времени). Имена победителей будут названы до 15 апреля 2014 года.

О РЕГАТЕ

СКФ Черноморская регата больших парусников пройдет с 30 апреля до 27 мая 2014 года. У черноморского побережья России впервые соберутся самые крупные и быстрые учебных парусные суда мира. В регате примут участие российские парусники "Мир, "Седов", "Крузенштерн" и "Надежда". Каждый - больше ста метров длиной! Всего заявлено больше 20 судов - кроме российских, еще из Украины, Болгарии, Румынии, Испании, Италии, Турции, Великобритании, США и даже Пакистана.

Маршрут регаты такой:

30 апреля - 3 мая. Варна (Болгария)

4 - 9 мая. Первая гонка

9 - 12 мая. Новороссийск (Россия)

12 - 14 мая. Круизный переход вдоль побережья России - именно в этом этапе примут участие победители конкурса.

15 - 18 мая. Сочи (Россия)

18 - 24 мая. Вторая гонка

24 - 27 мая. Констанца (Румыния)

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Туризм: Яхты»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также