Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Москва30 марта 2014 22:00

Расследование «КП»: Таксисты с большой дороги

Можно ли по столице проехать недорого, но с комфортом? [видео]

Фото: Иван ВИСЛОВ

«Комсомолка» попыталась выяснить: что мешает столичному рынку перевозчиков стать цивилизованным?

Ловить таксистов-бомбил - самый легкий полицейский рейд, в котором я участвовал. Руку поднял - рыбку поймал: тут же тормозит грязный, громыхающий «Опель».

- Двести рэ, - объявляет водитель-кавказец и бросает две сотенные в бардачок. Он жмет на газ и через пять минут паркуется у госпиталя ветеранов войны на Волгоградском проспекте. Прямо у машины ДПС - финиш, ловушка захлопнулась.

У бомбилы российский паспорт и азербайджанские права.

- Не таксовал я, начальник, - пытается вывернуться он. - Вижу люди хорошие. Дай, думаю, подвезу.

Оперативник Сергей из Управления полиции по Юго-Восточному округу достает копии купюр. Крыть азербайджанцу нечем.

Таких бомбил лови хоть целый день. Снова выдвигаемся и возвращаемся с добычей.

- Вай-вай, зачем так делаете, - причитает следующая жертва. Гостю из Армении под пятьдесят, паспорт армянский, зато права российские.

- А что теперь будет? - спрашивает он. - Штраф? Две пятьсот? Ладно, переживу.

Вечером я специально поймал такого же бомбилу. Рассказал ему про рейд. Он усмехнулся и достал из кармана охапку полтинников и сотенных:

- Сегодня уже 4,5 тысячи заработал! И что мне такой штраф? Ерунда, пусть ловят.

ПОЕЗДКА ЗА 19 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Когда мне говорят, что стоит, дескать, убрать нелегалов - и все, наш рынок такси станет цивилизованней некуда, что-то не верится.

- Я уже пять компаний поменял, - жалуется знакомый. - История всегда одна. Поначалу и цены нормальные, машину подают быстро. Но потом все хуже и хуже.

А что такое такси в той же Европе? Машины одного цвета, водители, даже турки в Германии, вежливые и в галстуках. Забрали, отвезли, взяли по счетчику. У нас же - кто во что горазд.

- Однажды мужика от Большого театра до «Юго-Западной» отвезли за 12 тысяч рублей, - рассказывает заместитель председателя профсоюза «Таксист» Андрей Попков. - И это по счетчику!

Другой «цивилизованный» таксист настроил счетчик так, что поездка от «Крокуса» на МКАД до центра обошлась в 19 тысяч рублей. Это уже легенда, водилы ее из уст в уста передают то ли с гневом, то ли с завистью.

Способов накрутить счетчик - масса. Например, вывести кнопочку к водительской двери. «Щелк-щелк» - пару километров к маршруту добавил. За день - тысячи полторы-две рублей прибавка. О таксометрах в смартфонах и говорить нечего. Они ж виртуальные, настроить их с пользой для себя - дело техники.

ЕХАТЬ ИЛИ ШАШЕЧКИ?

Бомбилам-нелегалам надо немного. Как и многим клиентам, кстати. Например, доехать от метро за те же 150 - 200 рублей. Ловишь желтую машину, а водитель - легальный донельзя! - нос воротит: «Не поеду. У меня минималка 400 рублей».

Советские таксопарки давно превратились в конторы по сдаче машин в аренду. Крупных - 5, где-то по тысячи машин в каждой. Мелких - от 5 до 50 машин - десятки.

- В сутки за аренду приходится платить от 1 до 2,3 тысячи рублей, - рассказывает Анатолий Стригунов, водитель такси с 20-летним стажем. - Бензин и проценты диспетчерам тоже на тебе. Зарабатываешь в среднем 2 - 3 тысячи. В среднем это от нуля до пяти тысяч в зависимости от дня недели. Бывает и в минус уйдешь.

Есть диспетчерские вообще без машин. К ним тянутся таксисты на своих авто. «От борта» сейчас много не заработаешь, только бензин сожжешь, катаясь в поисках пассажиров. Но такие конторы, как правило, долго не живут.

- Новая фирма всегда демпингует и приманивает водителей хорошими условиями, - рассказывает Анатолий Стригунов. - Какое-то время дело идет в гору. Но приходит момент, когда клиентов оказывается больше, чем возможностей. Машин не хватает, диспетчеры пропускают звонки. А расширяться руководство не хочет - ведь это значит новые расходы и головная боль. И с этого момента начинается крах: цены растут, а сервиса никакого. Людям это не нравится, и они уходят в другие фирмы. Но там ведь то же самое.

Диспетчерские службы как-то выпали из связанного с такси правового поля. Оперативники, с которыми я ездил в рейд, вылавливали десятки нелегалов, прибывающих по вызову. Но диспетчерскую за это привлечь не удастся, они, дескать, лишь продавцы информации.

Нюансов в работе таксистов масса. К примеру, у каждого должен быть путевой лист с печатями механика и врача. Но каждый раз заезжать в автосервис и в медцентр дорого и муторно. Проще замаскироваться.

- У меня желтые полоски с шашечками держатся на магнитах, - признается Стригунов. - Пока жду клиента, у меня такси. А как взял - снимаю шашечки от греха.

В общем, приходится легальным таксистам крутиться как могут. Не до цивилизации им пока.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Кто умерит аппетиты извозчиков?

При всей одиозности нелегалы серьезно сдерживают рост цен на рынке такси. И если в одночасье вышвырнуть их из бизнеса, мы рискуем получить взамен кучу дорогих, капризных, но зато легальных таксистов-монополистов. Например, сейчас таксисты единым фронтом выступают против введения единых тарифов. А если и соглашаются, то только по самой высшей планке. Каким будет этот тариф? Боюсь, раза в три выше, чем сейчас.

Кто же умерит аппетиты легальных таксистов?

- Мы изучали опыт Германии, - говорит Андрей Попков из профсоюза «Таксист». - Там все стандарты отрасли принимаются тремя сторонами - профсоюзом, властями и ассоциацией перевозчиков. Причем ассоциация отстаивает права клиентов, не дает повышать тарифы без веских на то оснований. Хочешь больше зарабатывать? Предоставь дополнительные услуги. Поставь Wi-Fi в машину или еще что-то. Я думаю, у нас тоже будет единый тариф с минимальной суммой где-то в 250 рублей. Нельзя ведь превращать такси в общественный транспорт, должен остаться элемент роскоши.

В ТЕМУ

Вокзалы не сдаются

Вокзалы для таксистов - лакомое место. Гости столицы ведь не знают ни города, ни расценок - объявляй сколько хочешь.

- В 2011 году власти решили отдать Ленинградский, Казанский и Павелецкий вокзалы разным фирмам, - рассказал мне один из таксистов. - Поставили наряды полиции, чтобы не было инцидентов. А бомбилы стали машины ставить подальше и клиентов забирать прямо у поездов. Мы стоим на стоянке, а народ мимо идет. Через пару месяцев мы взбунтовались.

РЖД уже несколько лет пытается организовать собственное такси. На вокзалах поставили павильоны, установили невысокие фиксированные цены. Но ездят немногие. Как признался сотрудник одного из павильонов, у РЖД-такси пока только шесть машин. Обычно потенциальному клиенту предлагают подождать - полчаса или больше. Соглашаются единицы.

Официально

С улиц удалось выдавить 20 тысяч бомбил

За комментарием мы обратились в Департамент транспорта правительства Москвы. Вот что нам ответили:

- С 2011 года выдано более 40 тысяч разрешений на таксомоторную деятельность. Целевая модель развития таксомоторного рынка Москвы предполагает 50 - 55 тысяч официальных такси. Когда это количество будет достигнуто, предполагается установить возможность передачи, продажи и аренды разрешений. Вместе с тем к водителям будут предъявляться жесткие требования: у кандидатов в таксисты, например, не должно быть регулярных нарушений ПДД. Тарифы на извоз будут регулироваться на всей территории города: методика их определения уже согласована. Кроме того, будут разработаны единые Правила перевозки, в которых будут прописаны требования безопасности и комфорта. Машины, к примеру, не должны быть старше пяти лет, а салоны оборудованы кондиционером.

Борьба с нелегалами идет с 2011 года. За это время с рынка были вынуждены уйти 20 тысяч мигрантов и бомбил. Сейчас с ними борются 11 мобильных групп. За год было составлено 11 792 протокола, 5675 автомобилей помещены на специализированные стоянки. Штраф за нелегальный извоз пока не так велик - до 5 тысяч рублей. Но есть планы повысить его до 30 тысяч - законопроект уже находится в Госдуме.

А КАК У НИХ?

В Нью-Йорке нелегалов тоже не победили

Право на извоз в Нью-Йорке дает специальный медальон. Вечное владение им стоит около миллиона долларов. Медальоны выкупают крупные компании, а потом сдают их в аренду. Кстати, в США тоже есть нелегальные извозчики. По данным комиссии по такси и лимузинам Нью-Йорка, около тысячи бомбил в месяц ловят и штрафуют примерно на тысячу долларов каждого.