2016-08-24T02:51:59+03:00

Часть четвертая. Новые вызовы времени

Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва
Изменить размер текста:

Парламент Красноярского края, пройдя уже довольно долгий путь от создания, к концу 2001 года получил свое третье рождение. Отметим, что жителей края, переживших крупнейшие потрясения в виде дефолта 1998 года и связанный с этим спад в экономике, ждали новые потрясения, а народных избранников – новые вызовы. Сегодня речь пойдет о работе депутатского корпуса третьего созыва (2001–2007 год).

С 2000 года Россия получила нового президента. Приход на главный пост страны Владимира Путина означал перемены куда более серьезные, нежели просто смена первого лица государства. Именно с этого времени ведется отсчет истории совершенно новой России. Более сильной, более централизованной, более конкретной.

На рубеже веков несколько серьезных терактов сотрясли сознание людей. Добавляли обеспокоенности и отголоски чеченской войны. В этой связи курс президента, направленный на усиление властной вертикали, был не только логичным и ожидаемым, но и, казалось, единственно верным. Это не могло не отразиться на жизни и в нашем крае.

Что касается Красноярского края, в этот период отметим два главных события, которые предопределили дальнейшее развитие региона на годы вперед вплоть до сегодняшнего дня. Гибель губернатора Александра Лебедя в авиакатастрофе и связанные с этим досрочные выборы. На них побеждает Александр Хлопонин.

Тезисы программы развития Красноярского края

Тезисы программы развития Красноярского края

17 апреля 2005 года состоялся референдум, на котором жители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии приняли решение объединиться в один субъект Российской Федерации.

Теперь же к выборам в парламент. Они состоялись 23 декабря 2001 года. Проходили выборы по смешанной системе: 20 депутатов являлись представителями различных партий, а 22 избирались в одномандатных избирательных округах.

Обработка результатов референдума по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Апрель 2005 года

Обработка результатов референдума по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Апрель 2005 года

В итоге депутатские мандаты были распределены следующим образом:

Депутаты третьего созыва продолжили работу, направленную на позитивные преобразования в экономике. Акцент на социальную сферу также был одним из определяющих векторов.

Виктор Зубарев: «Изменение идеологии предпринимательства»

— Для меня этот созыв был очень насыщенным, – вспоминает Виктор Зубарев, депутат третьего парламентского созыва. – Во-первых, я был председателем комитета, отвечал за жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, транспорт. Для нашего комитета в Законодательном Собрании особое значение имела работа с крупными предприятиями, наполняющими бюджет Красноярского края. Мы старались создать для них все необходимые условия для увеличения объемов производства и, соответственно, выплачиваемых налогов. Это позволило решить множество социальных задач. Не менее важным для комитета было и развитие малого и среднего бизнеса, влекущее за собой не только создание рабочих мест, но и изменение идеологии предпринимательства.

Как отметил Виктор Владиславович, как раз на период третьего созыва пришелся подъем инвестиционного рейтинга края. И во многом этому способствовало появление в крае нового губернатора – Александра Хлопонина.

Валентина Бибикова: «Драматичный закон о монетизации льгот»

Валентина Бибикова, вспоминая те годы, говорит о конкретных и важных социальных преобразованиях в крае:

— Считаю, что важным было принятие решения о референдуме об объединении трех субъектов в единый Красноярский край. Хотя считаю, что те обязательства, которые были объявлены в ходе референдума, пока не до конца выполнены. В рамках единой стратегии развития северных территорий сегодня перед законодательной и исполнительной властью стоят задачи в части языковой политики, создания специфической образовательной политики. Это продиктовано не только внутренними потребностями Таймыра и Эвенкии, но и теми геополитическими задачами, которые в настоящее время стоят перед Россией в зоне освоения Арктики.

Важных законопроектов в этот период было достаточно много. Помню, как драматично принимался закон о монетизации льгот, особенно по льготам в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Очень серьезные изменения в законодательстве были связаны с возвращением коммунальных льгот для учителей, которые работают в сельской местности, и для пенсионеров, которые проработали в сельской местности более десяти лет. На некоторое время эта льгота была приостановлена, но затем пришло разумное понимание ситуации, и ее возвратили для этой категории населения. Считаю, что благоприятная финансовая конъюнктура, которая существовала в те годы, позволила направить немало средств в социальную сферу. Было отремонтировано достаточно много больниц и школ, выделялись средства на покупку медицинского оборудования. Это позволило несколько снять напряжение в обществе.

Отдельно хочется сказать о тех улучшениях, которые коснулись страны и края с начала нулевых годов. Во-первых, комплекс мер, направленный на «социалку», принес свои плоды. Жители стали постепенно забывать о том, что такое задолженность по зарплате. Конечно, и сейчас такие факты имеют место, но это единичные случаи, которые устраняются оперативно при непосредственном участии правоохранительных органов.

Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва. Слева направо: Валерий Исаев, Сергей Натаров

Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва. Слева направо: Валерий Исаев, Сергей Натаров

Меняется и облик краевого центра. Качественным преобразованиям во внешнем виде города на Енисее во многом способствовал впервые проведенный в 2003 году красноярский экономический форум. Безусловно, это не единственная причина. Красноярск действительно становится «ближе к столице» – доказательством тому все чаще проводимые на нашей земле форумы, семинары, круглые столы, в том числе и международного формата.

То же можно сказать и в плане культурного развития и раскрытия потенциала города и края. Причем не только в рамках классических культурных проектов. Здесь важна каждая деталь, причем на самом близком людям уровне – открываются кинотеатры, появляются новые имена в искусстве. Середина нулевых – это время, когда у красноярцев появляется уверенность в завтрашнем дне. Здесь хочется отметить два маркера роста – становление и развитие рынков массового ипотечного и потребительского кредитования. Люди уже искренне и надолго хотели связать свою жизнь с краем и городом. Жить, работать и растить здесь своих детей.

Были и негативные моменты – продажа КАТЭК и уход с рынка авиакомпании «Красэйр». Но эти крупные потери с лихвой компенсировались масштабными программами, подкрепленными соответствующими нормативными актами и направленными на развитие образования, медицины, социальной сферы, культуры.

Многие законы социальной направленности, принятые депутатами третьего созыва (например, закон о компенсациях за оплату услуг ЖКХ для населения) работают и по сей день. Конечно, законы претерпевают изменения под влиянием времени, в документы вносятся поправки, но главное, что они по-прежнему работают на благо жителей нашего региона.

Игорь Захаров: «Качество важнее количества»

Депутат третьего созыва Законодательного Собрания края Игорь Захаров отмечает, что простое количество нормативных актов, принятых депутатами очередного созыва, не может и не должно быть мерилом и критерием работы парламентариев. Суть не в цифрах, а в том положительном эффекте, которые эти решения привносят в жизнь людей.

— В крае на это время пришлось завершение той самой перестройки, которая началась с апрельского пленума КПСС в 1985 году, когда страна, не опохмелившись, бросила пить, а затем развалила Советский Союз. Потом, соответственно, был всевозможный бедлам, и мы пришли к завершающей фазе приватизации. Не только благодаря депутатам, хотя толика и нашего труда была, но мы в те годы перешли к более стабильному жизненному уровню и в крае, и в России. Не люблю вопросы, которые подразумевают ответ: сколько сделано за отчетный период. Допустим, в этом году мы приняли 200 законопроектов, а в следующем году обязуемся принять 300. Это плохой показатель. Я считаю, что, конечно, надо совершенствовать законодательную базу, но слишком частые и существенные, а зачастую радикальные изменения правил игры воспринимаются обществом отрицательно. Поэтому мне кажется, что нужно стремиться к некоему разумному балансу принятых законов, а если их совершенствовать, то качество здесь важнее количества.

Вера Оськина: «Жесткие выборы губернатора»

— Первое, что запомнилось, – это выборы губернатора Красноярского края, – вспоминает депутат Вера Оськина. – Это были очень жесткие выборы с большим количеством компромата. Как вы помните, избирательная комиссия края тогда не признала результаты выборов, и решение по этому поводу принимал президент Российской Федерации. Это было, конечно, волевое решение. В конечном итоге губернатором у нас стал Александр Геннадиевич Хлопонин. С этого момента край стал развиваться по-новому. И чуть позже началась подготовка к референдуму об объединении Красноярского края.

Но мне хотелось бы вспомнить еще некоторые вещи, которые мы благополучно забыли. Жизнь идет вперед, и любые избирательные кампании стираются из памяти. Но давайте взглянем на цифры. 47,6 процента от числа пенсионеров в 2003 году получали пенсию 1831 рубль 80 копеек. А пенсионеров в крае было ни много ни мало 328 тысяч. Чуть больше 25 процентов населения края жило за чертой бедности. Вот тогда нами и был принят закон, который работает до сих пор, — о социальной поддержке населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Кроме этого, стала развиваться лесная промышленность. Было принято решение оказывать поддержку только сильным сельхозпроизводителям, а не размазывать манную кашу по тарелке. И это принесло свои плоды.

Во время работы депутатов третьего созыва заложены основы на эффективного развития сельского хозяйства

Во время работы депутатов третьего созыва заложены основы на эффективного развития сельского хозяйства

Вспоминая те непростые годы, хочется отдельно отметить досрочные выборы губернатора, в результате которых в кресло главы краевой администрации пришел новый человек – Александр Хлопонин. Он относился и относится к тому формату людей, которых сегодня принято называть «эффективными менеджерами». Его энергия, бескомпромиссность в решении многих ключевых вопросов и умение в хорошем смысле зарядить правительство на рабочий лад выразились в том, что вскоре между законодательной и исполнительной властью установился продуктивный баланс сил и интересов, чего порой сложно было добиться при его предшественнике Лебеде.

На фото слева направо: губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, спикер Законодательного Собрания Александр Усс, заместитель председателя Законодательного Собрания Анатолий Ромашов

На фото слева направо: губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, спикер Законодательного Собрания Александр Усс, заместитель председателя Законодательного Собрания Анатолий Ромашов

Сейчас, спустя почти 12 лет, мы продолжаем реализацию того, что было создано в середине нулевых. И многие решения были бы невозможны без прямого участия парламентариев, а значит, и жителей края. Комплексное освоение Нижнего Приангарья – запуск Богучанской ГЭС и практически оконченное строительство алюминиевого завода – это события, которыми запомнятся последующие годы. Идеи создания четвертого моста, онкоцентра и других масштабных проектов появились именно тогда. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что третий созыв Законодательного Собрания края отметился продолжением лучших и полезных начинаний, а также создал задел на перспективу. На наши дни.

КОНКРЕТНО

Количество законов, принятых депутатами третьего созыва (2001—2007):

Государственное строительство и местное самоуправление

215

Экономическая политика. Финансы

330

Управление государственной собственностью и другие вопросы экономической политики

44

Недро-, земле- и природопользование. Охрана окружающей среды

22

Сельскохозяйственное производство

12

Промышленность, строительство, транспорт, связь, энергетика и другие отрасли хозяйства

18

Здравоохранение, наука, образование, культура и спорт. Национальная и молодежная политика. Средства массовой информации

55

Социальная защита населения

131

Административная ответственность. Законность и правопорядок. Безопасность

62

Признание утратившими силу

62

Другие вопросы

22

Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва. Заседание комитета

Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва. Заседание комитета

Еще больше материалов по теме: «20 лет краевому парламенту»

 
Читайте также