2016-08-24T02:51:54+03:00

Часть третья. Борьба за стабильность

Здание администрации Красноярского края. Вид с площади Революции
Изменить размер текста:

Выборы в Законодательное Собрание второго созыва прошли в декабре 1997 года. В этот период ситуация в стране оставалась непростой. Росла безработица, копились долги по зарплате, дефолт 1998-го года усугубил ситуацию. Продолжающаяся стагнация производства в стране не обошла стороной и Красноярский край. Кроме того, на новый президентский срок был избран Борис Ельцин, этому предшествовала весьма затратная предвыборная кампания. На фоне деструктивных событий в экономике, когда огромное количество людей жили практически за чертой бедности, такие пафосные и дорогостоящие агиткампании вызвали у изрядной доли населения откровенное раздражение.

В Красноярском крае в это время появился новый губернатор. Как отмечают депутаты, генерал Александр Лебедь был человеком своеобразным, по-военному сложно относящимся к возможности пойти на компромисс. Эти черты его характера, безусловно, отразились и на взаимодействии двух ветвей власти – законодательной и исполнительной. А в тяжелых условиях тех лет, нередко возникающее непонимание не шло на пользу людям.

Александр Лебедь

Александр Лебедь

Собственно о выборах. Они прошли в два этапа. Первый тур выборов в Законодательное Собрание Красноярского края второго созыва состоялся 7 декабря 1997 года, второй — 21 декабря 1997 года. Количество народных избранников возросло до 42 против 34 в первом. Отметим, что с выборами 1997 года утвердилась и смешанная выборная система – 20 депутатов избирались по теперь одномандатным округам, еще 22 – по партийным спискам.

Кроме этого, выборы прошли в условиях серьезной конкуренции – 223 кандидата на одно парламентское кресло. Большинство кандидатов были врачами, учителями, журналистами, работниками культуры и искусства, юристами, руководителями и рабочими предприятий. Что касается избирательных блоков, их на выборах было 25.

Из 25 избирательных блоков и объединений представительство в Законодательном Собрании получили 4:

Анатолий Ромашов: Ситуацию удалось стабилизировать

Вице-спикер краевого парламента второго созыва Анатолий Ромашов вспоминает – именно выборы Александра Лебедя предопределили краевую жизнь на ближайшие годы.

— Что касается событий того периода, то считаю самым главным выборы нового губернатора — Александра Лебедя, - говорит Анатолий Алексеевич. - В связи с этим первоначально было очень много, если можно так выразиться, «шараханий» в управлении экономикой края, связанных с нескончаемой чередой и сменой ведущих специалистов — руководителей минфина, региональной экономики. Тогда, правда, они назывались по-другому, но суть в том, что ответственные за эти направления менялись как перчатки. И вот это запомнилось, потому что на какое-то время в крае воцарилась настоящая анархия в экономике, финансовом управлении.

Потом, когда это противостояние закончилось, ситуация стабилизировалась, жизнь в крае начала приобретать нормальные оттенки. Стали разрабатывать стратегию социально-экономического развития, впрочем, до сих пор ее разрабатывают, разговаривают на эту тему. Но вот это было важно, поскольку на самом деле было много непонятного в действиях управленцев, да и взаимоотношения с теми, кто появился в крае, вызывало массу вопросов: их никто не знал — пришлые люди...

Всеволод Севастьянов: Лучший политический расклад

А для председателя постоянной комиссии по собственности и другим вопросам экономической политики Всеволода Севастьянова, второй срок депутатства твердо связан с выборами Бориса Ельцина.

— В 1996 году состоялись выборы президента страны, они очень сильно повлияли на последующее развитие событий. Это сказалось и на выборах в Законодательное Собрание 1997 года. На мой взгляд, это был лучший расклад, когда достаточно точно определились политические силы, был левый фронт, тяготеющий к торможению приватизации и к национализации. Был период, когда мнение рядовых граждан учитывалось в максимальной степени, а в самом Собрании у нас не было превалирующей силы, и депутатам приходилось договариваться. Левая часть краевого парламента — это были коммунисты и им сочувствующие, то есть аграрии, — состояла из 18 человек (всего в Законодательном Собрании работали не 52, как сейчас, а 42 депутата), то есть 50% у нас не было, но фактор влияния народных масс использовался.

Когда мы готовились к обсуждению какого-либо закона, собирали подписи жителей округа, адресованные конкретному депутату и обязывающие его проголосовать определенным образом, собирали по 2—2,5 тысячи подписей, помню, они направлялись целыми пачками депутату. Это была особенность Законодательного Собрания того периода, никогда потом этого не было и, думаю, не скоро будет...

Приоритетной темой оставалась защита населения края в непростой складывавшейся на тот момент жизненной ситуации. Именно в 1998—2001 годах у депутатского корпуса сформировалось четкое видение интересов края. В законодательной базе это было отражено наилучшим образом. В тот период социальная защита граждан в Красноярском крае была лучше, чем в Москве. Край был последним — уникальным регионом России, который продолжал платить по 40% компенсаций малообеспеченным за услуги ЖКХ. Думаю, что Законодательное Собрание второго созыва в определенной степени работало в период осуществления идей народовластия.

Депутат ЗС третьего созыва Вячеслав Новиков

Депутат ЗС третьего созыва Вячеслав Новиков

Наверное, самым сильным потрясением того времени стал дефолт в августе 1998 года. Стоимость доллара за одну ночь взлетела в разы. В крупных городах страны в те августовские дни можно было наблюдать нереальный всплеск «покупательской способности». Мы нарочно взяли этот термин в кавычки, поскольку происходила тотальная скупка всего и вся не от хорошей жизни. Шутка ли – в магазинах посуды и дорогого фарфора стояли очереди. Люди, не зная, что будет завтра, скупали все подряд. Шок от этого события проходил в течение нескольких лет.

Кроме этого, продолжалась приватизация крупных и не очень объектов промышленности. Приватизация, объективность и адекватность которой до сих пор вызывает споры.

Юрий Абакумов: Работали в противостоянии

Частое непонимание и даже откровенную конфронтацию между депутатами и губернатором подчеркнул в своих воспоминаниях о том периоде и Юрий Абакумов, председатель комиссии по законности, правопорядку и защите прав граждан.

— С приходом к власти Александра Лебедя мы фактически всегда работали в противостоянии, - говорит Юрий Константинович. - Мы практически никогда не принимали вовремя бюджет, поскольку депутаты постоянно пытались его отстоять в пользу населения и социальных программ. Несмотря на боевое настроение этого периода, я не рассматриваю его как значимый в истории Законодательного Собрания в части в принятии тех или иных решений. Но уже тогда мы взяли курс на социальную защиту населения, это было делом практически каждого депутата.

Депутаты третьего созыва (слева направо) Геннадий Терещенко, Юрий Абакумов

Депутаты третьего созыва (слева направо) Геннадий Терещенко, Юрий Абакумов

Начну с того, что мы увидели, точнее, нам подсказали люди (мои, кстати, избиратели), ту несправедливость, которая сложилась в присвоении ветеранам категории федерального значения. Помню, как на одной из встреч женщина задала мне вопрос: «Почему вы не сделаете категорию краевых ветеранов? Чем я, имея большое количество отраслевых наград и не имея взысканий, отличаюсь от федеральных льготников?» Мы еще в период правления губернатора Лебедя вместе с депутатом Валерием Николаевичем Щербо предложили закон о краевых ветеранах, он был принят, но исполнялся в течение непродолжительного периода. Объявив, что в крае дефицит бюджета, Александр Лебедь «заморозил» закон. Это продолжалось вплоть до прихода к власти нового губернатора — Александра Геннадиевича Хлопонина.

Можно сказать, в те годы в крае была создана фундаментальная база законов, а сейчас в соответствии с реалиями времени в них вносятся поправки, законы претерпевают изменения, дорабатываются... В общем, теперь другая эпоха.

Светлана Андронова: Поправка в «33 квадрата»

Председатель комиссии по науке и образованию Светлана Андронова подчеркнула конкретные победы депутатов, работавших во втором созыве.

- Хотела бы обратить внимание на такие законодательные акты, как, например, закон о социальной норме площади жилья, - вспоминает Светлана Михайловна. - Правда, первоначально он был принят в 1997 году (это первый созыв), но доработан в 1999-м. Это было вызвано жизненной необходимостью — тарифы на услуги ЖКХ катастрофически росли, были проблемы с выдачей зарплаты, пенсий, нужно было защищать население. Мы с депутатом Юрием Абакумовым предложили закон о социальной норме площади жилья и при активной поддержке наших коллег продвигали норму 22 квадратных метра для территорий края и 25 «квадратов» для северных районов (в отличие от федеральной нормы, которая составляла всего 18 кв. м). Потом, в 1999 году, в этот закон была внесена очень существенная, на мой взгляд, поправка — 33 «квадрата» для одиноко проживающего гражданина. Закон этот работает и сейчас и имеет большое значение.

Депутат Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Анатолий Быков. Встреча с красноярцами

Депутат Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Анатолий Быков. Встреча с красноярцами

Парламентарии второго созыва говорят - законы не могут быть догмой, со временем они обязательно должны корректироваться, в них нужно вносить дополнения. Но важно, что законодательный вектор в нашем крае — социальная сфера в приоритете — был заложен именно в то время. И «социалка» по сей день превалирует в деятельности народных избранников.

Второй созыв совпал с периодом «шатаний и противостояний». В этот период как никогда сложно было сохранять сдержанность и продолжать работу. Внезапная гибель Александра Лебедя в авиакатастрофе внесла коррективы в этот затянувшийся процесс «притирки». Но сложности на этом не закончились. Впереди были новые вызовы и новые, глобальные перемены.

КОНКРЕТНО

Количество законов, принятых депутатами второго созыва (1997—2001)

Государственное строительство и местное самоуправление

73

Экономическая политика. Финансы

236

Управление государственной собственностью и другие вопросы экономической политики

12

Недро-, земле- и природопользование. Охрана окружающей среды

7

Сельскохозяйственное производство

3

Промышленность, строительство, транспорт, связь, энергетика и другие отрасли хозяйства

6

Здравоохранение, наука, образование, культура и спорт. Национальная и молодежная политика. Средства массовой информации

17

Социальная защита населения

22

Административная ответственность. Законность и правопорядок. Безопасность

22

Признание утратившими силу

7

Другие вопросы

17

Еще больше материалов по теме: «20 лет краевому парламенту»

 
Читайте также