Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Василий Песков2 августа 2014 22:00

Лыжня до полюса доведет

На этой неделе завершится седьмой детский поход к макушке земли под предводительством знаменитого полярного исследователя Матвея Шпаро
Сейчас на точку пересечения меридианов ходят даже дети (на фото - одна из экспедиций Матвея Шпаро)...

Сейчас на точку пересечения меридианов ходят даже дети (на фото - одна из экспедиций Матвея Шпаро)...

А сорок лет назад в подобную экспедицию, организованную «Комсомольской правдой», отправился его отец - Дмитрий Игоревич. Василий Песков был первый, кто написал об этом. Ему слово:

«Кое-кто, может быть, помнит: ходила на полюс на лыжах шестерка ребят. Я им, чем мог, помогал, в частности, написал прочувствованный очерк «Они идут», где вспомнил предков наших, землепроходцев, и сказал много хороших, подобающих случаю слов. И, конечно, мне захотелось увидеть, как ребята идут по льдам холодного океана. Я прилетел в поселок Черский, где базировались самолеты, и на одном из них (сбросить ходокам груз) полетел. И сразу мы увидели льдины, трещины, темные пятна океанской воды. Чувствовалось: океан «дышит» - ломает, двигает лед. И по этому пугающему пространству, не без малого риска, направленьем на полюс прошли любознательные, проверяющие свою выносливость люди.

...а сорок лет назад Шпаро-старший впервые в мире вел по вечным льдам на лыжах взрослую группу.

...а сорок лет назад Шпаро-старший впервые в мире вел по вечным льдам на лыжах взрослую группу.

Мы знали примерно точку, до которой лыжники должны были в тот день добраться... И вот, наконец, лагерь. Темнеет палатка, возле нее рюкзаки и рядом - шесть фигурок с поднятыми руками.

Сначала летчики на парашюте сбросили груз - еду и кое-что из походного снаряженья. А потом я попросил пилотов снизиться насколько можно. Дверь в самолете открыли. Я, обвязанный веревкой, выдвинулся к проему и ничего поначалу не мог увидеть - ледяной ветер хлестал, вышибая слезы. Ребятам по радио сообщили, чтобы они не сбивались в кучу, рассредоточились. Проскакивали они под самолетом в мгновенье. Летчики для верности съемки сделали три круга. Я менял камеры для страховки - без хорошего снимка из такой вылазки возвратиться было бы очень обидно.

Когда двери закрыли, меня отпаивали горячим чаем.

Сброшенный груз приземлился удачно. Среди всего прочего была и газета с очерком «Они идут». Руководитель экспедиции Дмитрий Шпаро рассказывал мне потом: «Очерк мы каждый вечер после ужина перед сном читали вслух, как молитву. Очень он нам помогал».