2016-08-24T02:50:49+03:00

Часть пятая. Новый край. Новый Устав. Новое исчисление.

Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, 2007 год
Изменить размер текста:

По итогам референдума, который состоялся 17 апреля 2005 года, Таймыр и Эвенкия вошли в состав Красноярского края. На карте новый субъект Российской Федерации официально появился 1 января 2007 года. С этого времени край зажил по новым правилам и в «новом географическом измерении».

Объединение положило начало и новому исчислению жизни краевого парламента – апрельский созыв 2007 года стал первым в новой истории края. Увеличилось и количество народных избранников – их стало 52. Срок полномочий депутатов составил 5 лет.

Выборы 2007 года прошли по смешанной системе: 26 мандатов распределялись по пропорциональному принципу, то есть по партийным спискам; 22 мандата получили депутаты, избранные от одномандатных округов по мажоритарной системе, и 4 — избранные от двухмандатных округов, образованных в Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах с особым статусом. Особенностью данных выборов стало то, что их проведение и подготовка проходили на основании Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, утвержденного Указом Президента Российской Федерации. Все предыдущие выборы регулировались правовыми актами Красноярского края.

Что хочется отметить, говоря о периоде работы депутатов первого созыва. Новым потрясением, выпавшим на долю жителей страны и края, стал глобальный экономический кризис 2008—2009 годов. Мы прекрасно помним, как крупнейшие топ-менеждеры оставались в одночасье не у дел. В этот период особое внимание властей было приковано к тому, чтобы максимально сохранить ту стабильность, которой удалось добиться с начала нового века в социальной и экономической сферах, сохранив все льготы социально незащищенным слоям населения и зарплату бюджетникам.

Новые реалии с учетом объединения края поставили еще одну серьезную задачу перед депутатами – разработать новый краевой Устав и привести законодательную базу края, Таймыра и Эвенкии к единому знаменателю. Это потребовало серьезной концентрации усилий.

Не можем не отметить и колоссальные средства, которые, несмотря на кризисные явления, краевые власти выделили на развитие сельского хозяйства. Не случайно уже несколько лет подряд наши аграрии сохраняют лидирующие позиции по урожайности.

В Красноярске набирает силу новое, крупнейшее в России образовательное учреждение – Сибирский федеральный университет, собравший под одной крышей лучшие умы и институты города и края. Начинается строительство ледового дворца «Арена Север» – крупнейшей краевой спортивной площадки.

Кроме этого, в активную фазу вступает строительство Богучанской ГЭС. Была заложена основа для последующего запуска стразу нескольких амбициозных проектов, которые реализуются сейчас. Комплексное развитие Нижнего Приангарья, нефтепровод Куюмба — Тайшет, запуск новых очередей краевого онкоцентра, четвертый мост через Енисей, генеральный план развития краевого центра, экологическая концепция региона до 2030 года – вот только часть начатого вчера и воплощаемого сегодня. Усилия и средства потребуются колоссальные, но это по силам могучему краю.

Валерий Семенов: Особые пути решения задач

До недавнего времени первый заместитель председателя Законодательного Собрания, а сейчас член Совета Федерации Валерий Семенов отмечает:

— Этот созыв Законодательного Собрания ознаменован тем, что он стал первым в истории объединенного Красноярского края. Было много работы по формированию законодательного пространства нового субъекта. Мне довелось возглавить бюджетную комиссию трех территорий по формированию единой казны. Такое происходило впервые в истории новой России. Вспоминаю, как в один день, в один час все три субъекта приняли объединенный бюджет.

После воссоединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края было принято большое количество законов о социальной поддержке населения. Успех объединения и успех отношения жителей Таймыра и Эвенкии во многом зависит от качества принятых законодательных актов в краевом парламенте. Это большое политическое достижение, которое впоследствии сказывается на экономическом развитии.

На плечи депутатов созыва 2007—2011 годов лег груз проблем, возникший из-за мирового экономического кризиса, отразившегося и на нашем крае. Нам надо было сохранить промышленный потенциал, рабочие места, налоговую базу. В те годы край взял полномочия по финансированию лесной отрасли, строительного комплекса, машиностроения и социальной сферы. Нам тогда удалось найти особые пути решения задач.

В том созыве мы переформатировали закон о межбюджетных отношениях, был разработан закон о бюджетном процессе в Красноярском крае, позволивший создать прозрачную схему взаимоотношений между краем и муниципальными образованиями. Как не вспомнить такой факт: на федеральном уровне закон о бюджетном процессе еще разрабатывался, а в Красноярском крае он уже был принят. Многие положения краевого законодательства о бюджете легли в основу федеральных правовых актов. Также ряд депутатских инициатив получил поддержку на федеральном уровне.

Владислав Зырянов: За поддержку сельской молодежи

Владислав Зырянов в 2007 году стал депутатом краевого парламента от Минусинского избирательного округа. В работе молодого депутата превалирующей стала проблема развития села и поддержка сельской молодежи.

— Это был мой первый созыв, поэтому для меня важнейшим участком работы стала деятельность в Минусинском округе, — говорит Владислав Валерьевич. — Пришлось вникать в сложные проблемы муниципальных образований, учиться выстраивать схемы по их разрешению, что очень пригодилось во время выборов 2011 года.

Пристальное внимание тогда уделялось законопроектам, которые должны были поддержать сельскую молодежь. Горжусь тем, что удалось отстоять важнейшую поправку в краевой закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Благодаря этой новелле молодые специалисты обрели право на бесплатное получение в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства.

Считаю краевой парламент главным фактором политической и социальной стабильности в крае. И в тот период, и сейчас. Благодаря тому, что в нашем Собрании партийные разногласия находятся на заднем плане, законотворческая работа идет очень конструктивно и слаженно. Важно, что погоду на сессиях определяют те, кто реально знает проблемы конкретной отрасли. Что касается социально-экономической ситуации в целом, то уверен: именно поддержка депутатов позволила экономике края с наименьшими потерями пройти полосу глобального кризиса.

Василий Моргун: Было ощущение чего-то судьбоносного

Депутат Василий Моргун вспоминает тот период как время новое, время, когда приходилось собирать то, что было развалено в конце 80-х и начале 90-х:

— Запомнилась работа над новым Уставом края. Тогда обсуждались общегуманитарные вопросы, которые на уровне региона нечасто рассматриваются. Было ощущение чего-то важного, судьбоносного. Собирать то, что развалилось в перестройку, было интересно. Помню острые дискуссии по поводу необходимости строительства онкологического центра в Красноярске. У меня тогда было ясное понимание того, что без нас, депутатов, этот вопрос не сдвинется. Так и случилось. Думаю, что это осязаемый вклад того созыва в жизнь края.

Не забыть борьбу против ферросплавного завода. Вложился в это дело умом и энергией; помню, как с Михаилом Васильевым (председатель комитета по экономической политике Законодательного Собрания края первого созыва 2007—2011 гг. – Ред.) мы допоздна готовились к приезду большой делегации из Москвы, формировали краевую позицию. Тогда я убедился, что бывают случаи, когда отступать некуда, и лично от тебя зависит многое. Считаю, что моя позиция в итоге и была взята за основу. Заключалась она в том, что вопрос о плюсах строительства ЕФЗ бессмысленно рассматривать, так как в государственном докладе о состоянии окружающей среды экологическая обстановка в Красноярском крае уже названа критической.

Еще вспоминаю скромный документ — постановление о концептуальных положениях развития АПК края, который наделал большой переполох в исполнительной власти, но позволил отстраивать осмысленные черты нашей аграрной политики, работающей часто в интересах меньшинства. Приятно видеть плоды своего труда — молоко в бочках продается и пользуется популярностью. А вот еженедельных сельхозярмарок в Красноярске так и нет, сельчане с продукцией личных подсобных хозяйств ютятся где придется. И оптово-розничный сельхозцентр так и не начали стоить...

В нашем следующем — итоговом — материале мы расскажем о работе народных избранников нынешнего, второго созыва краевого парламента.

Еще больше материалов по теме: «20 лет краевому парламенту»

 
Читайте также