Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество14 мая 2014 22:00

День Победы? Не, не слыхали

Как в учебниках истории разных стран излагаются события Великой Отечественной
Как в учебниках истории разных стран излагаются события Великой Отечественной

Как в учебниках истории разных стран излагаются события Великой Отечественной

Фото: Евгения ГУСЕВА

Одни могли не помнить, кто именно командовал Первым Белорусским фронтом, другие - за что Жуков получил третий орден Ленина, но ни у кого из выросших в Советском Союзе не возникало вопросов по поводу Дня Победы. Величия праздника со слезами на глазах не оспаривали даже самые завзятые враги строя.

Как выяснилось, к седьмому десятку лет со дня взятия Берлина, кроме России, о случившемся в мае 1945 года помнить хотят не многие. Во всяком случае, в школьных учебниках истории разных стран события конца Второй мировой войны искажены до неузнаваемости.

Победу отобрали и поделили.

Победу отобрали и поделили.

Фото: Валентин ДРУЖИНИН

Украина: «Советско-германская война»

Последние события на Украине, разгул там национализма и неприкрытого фашизма заставили задуматься, как преподносят Великую Отечественную школьникам у наших соседей. Небольшой экскурс в учебные пособия на многое пролил свет.

Так, например, в учебнике истории Украины, написанном Сергеем Синило, даже само понятие «Великая Отечественная» заменено на «советско-германскую войну». И рассказ о ней начинается так: «На территории Западной Украины многие украинцы вначале встретили немцев приветливо - слишком свежи были в памяти зверства коммунистов. Члены ОУН начали формирование украинских органов власти».

Тех, кто сотрудничал с фашистами и воевал с ними бок о бок, украинские историки как минимум не осуждают:

«Во время Второй мировой войны украинцы оказались по разные стороны фронта. Они разделились даже не на две, а на три части. Одна из них пошла на службу к немцам. Однако нельзя их всех считать изменниками и предателями. Многими двигало желание отомстить советской власти за те преследования, которым они подверглись, за смерть своих близких, расстрелянных или погибших в сталинских лагерях, за погибших во время голодомора и коллективизации. Также западные украинцы, которые очень долго жили отдельно от СССР, восприняли вступление советских войск как то, чем оно и являлось, - как оккупацию. И поэтому они считали своим долгом бороться против советских оккупантов. Они шли служить в полицию. Кроме того, в 1943 году была сформирована дивизия СС «Галичина», которая состояла из украинцев. Многие из них погибли. Конечно, нельзя их прославлять как героев, но и делать из них злодеев тоже нельзя. Ведь преступники и негодяи были и в Советской армии».

Впрочем, героев на Украине не спешат делать и из тех, кто воевал с фашизмом. Оплевывая все, что связано с СССР и советским прошлым, современные украинские историки очерняют даже то, чем вроде бы можно только гордиться:

«Многие украинцы находились в партизанских отрядах. Однако многие из этих отрядов контролировали представители НКВД, и эти отряды действовали по их указке. Так, на Западной Украине советские партизаны вели провокационную и преступную деятельность. Печально известный российский разведчик Николай Кузнецов, убивая немецких офицеров, оставлял на месте убийства документы, которые должны были указывать на украинских националистов, в результате чего было расстреляно множество невинных граждан. Кузнецов, которого не смогли поймать немцы, был пойман украинскими националистами и казнен как преступник. Позже он вошел в состав советских лжегероев, таких как Зоя Космодемьянская, Павлик Морозов и другие».

Но, может быть, это просто один такой учебник, автор которого националист и русофоб? Возьмем другой - «История Украины», авторы Пометун Е. И., Гупан Н. Н.

«В августе 1943 г. состоялся III Чрезвычайный большой сбор ОУН(Б). Его участники приняли решения, провозгласив курс на борьбу против «московско-большевистского и немецкого ярма, за строительство Украинской самостийной соборной державы». В 1944 г. основным врагом в борьбе за будущую украинскую независимость определялась советская власть. В начале июня 1944 г. во Львове прошли переговоры между представителями УПА и вермахта по вопросам возможного сотрудничества в военной сфере. Стороны достигли компромисса, немцы согласились передать УПА оружие и боеприпасы, которые, отступая, они уже не способны были эвакуировать, а УПА обязалась предоставлять гитлеровцам разведывательные данные о советских войсках».

Главные герои глав про Великую Отечественную не те, кто сражался с гитлеровцами, освобождал Киев, Харьков, Львов, а украинские националисты.

Из обращения руководителя УПА Р. Шухевича к воинам: «Добиваться, чтобы ни одно село не признало советской власти. ОУН должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены. Не запугивать, а физически уничтожать! Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость».

Стоит ли удивляться, что выросшее на таких учебниках поколение украинцев, мягко говоря, недолюбливает Россию?

Беларусь: «Советская отчетность - вранье»

Белорусские историки стали инициаторами создания общего для всех постсоветских стран учебника истории Великой Отечественной. И большинство учебников Минска написаны так, как и должны быть написаны учебники народа, принесшего огромные жертвы ради общей победы. Хотя есть и такие, как «Краткий курс истории Беларуси» Анатоля Тараса. Автор очерняет даже такие, казалось бы, незыблемо важные для Белоруссии вещи, как партизанское движение:

«Цель рельсовой войны заключалась в том, чтобы во время сражения на Курской дуге германские войска были лишены доставки из тыла подкреплений, боеприпасов, техники, продовольствия. Увы! Если в июне немецкая группа армий «Центр» получила 1822 эшелона, то в июле - 2282, а в августе - 2159. Больше, чем в июне, когда рельсовой войны не было. Между тем, согласно донесениям из партизанских подразделений, уже не осталось рельсов, по которым могли двигаться немецкие поезда. Вот что такое советская «система отчетности» - всеобъемлющее вранье, не знающее границ».

И еще цитата: «Когда говорят, что во время войны погиб каждый четвертый белорус, это неправда. Партийные историки объединили с погибшими белорусами еврейскую часть населения, бойцов и командиров РККА, погибших на территории Белоруссии».

Казахстан: Война началась... 29 июня

Год назад в Казахстане разразился скандал. Сразу в двух выпущенных в разных издательствах учебниках неверно указали... дату начала Великой Отечественной. В одном она началась 26 июня, а в другом мир продержался аж на неделю дольше, чем на самом деле, - до 29 июня. Ошибки издатели объяснили невнимательностью: мол, не уследили, ничего страшного.

Эстония: Немцы были веселыми и музыкальными

Прибалтийские страны никогда не отличались симпатиями к СССР, и Великая Отечественная для них в лучшем случае смена одной оккупации другой, как трактуют события лета 1941 года литовские учебники. В Эстонии шагнули еще дальше. Вот, например, «Поворотные моменты истории Эстонии», учебник для гимназий:

«Никогда ранее наш народ не относился к немецкому вторжению иначе как с решительностью выступить на защиту своей земли, однако когда Молотов дрожащим голосом сообщил о немецком нападении, эстонцы чувствовали все, кроме сочувствия. Наоборот, у многих появилась надежда. Население Эстонии воодушевленно приветствовало немецких солдат как освободителей».

В учебнике, написанном Лаури Вахтре, гитлеровские солдаты вообще описываются как милейшие люди:

«Русские солдаты вызывали у среднего эстонца неприязнь. Эти люди были бедными, плохо одетыми, крайне подозрительными, в то же время часто очень претенциозными. Немцы были эстонцам привычнее. Они были веселыми и увлекающимися музыкой, из мест, где они собирались, доносился смех и игра на музыкальных инструментах».

США: Фашисты сокрушены за полгода

Такое событие, как Вторая мировая война, американцев практически не интересует. Например, в учебнике для седьмого класса под названием «История нашего мира» ей посвящен всего один абзац: «Вслед за кампаниями в Северной Африке и Италии союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев.

6 июня 1944 года корабли союзников высадили 156 000 солдат в Нормандии, северном побережье Франции. Высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. Немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 года».

Италия: О капитуляции Гитлера умолчали

В Европе тоже участие советских солдат в Победе, мягко говоря, преуменьшается. Или того хуже. Во французском учебнике, написанном Карпантье, про СССР во Второй мировой вообще нет ни слова. Там долго рассказывается, насколько необходимо было капитулировать перед Гитлером, а потом освещена высадка союзников. И далее:

«Война против нацистской Германии продолжалась до ее капитуляции 8 мая. Де Голль постарался, чтобы Франция приняла участие в этой заключительной борьбе: добровольцы-французы были присоединены к частям из Англии и Северной Африки. Представители Франции присутствовали при капитуляции Германии, но их не пригласили на конференции великих держав в Ялте и Потсдаме».

Итальянцы над вопросом, кто там кого во Второй мировой победил, не задумываются вообще. В учебнике «История Италии» для школьников на пяти страницах описывается союз с Германией со всех сторон, затем злоключения Муссолини и его чудесное спасение, потом немцы ушли и сразу пришли американцы, началась повторная оккупация и послевоенное восстановление. А чем что закончилось в Берлине, в Италии не особо в курсе дела.

А вот в Испании даже знают нескольких наших маршалов, хотя представления о советской тактике у испанцев своеобразные.

«Гитлер верил, что основная цель предстоящего советского наступления была на юге, недалеко от Праги, а не в Берлине, и он послал туда последние резервы. Войска Жукова ударили по центру обороны Берлина и переправились через реку Одер, но были задержаны из-за отчаянного сопротивления Зееловских высот. Конев пересек реку Одер с юга и обнаружил, что мог атаковать столицу, но Сталин приказал прикрывать Жукова с флангов и не трогать Берлин».

А что же Германия?

К кому нет претензий, так это к немцам. Признав после войны, что виноваты в случившемся, они с немецкой обязательностью держались выбранной линии. И единственное, что себе позволяет Германия, - намекать, что за 70 лет уже подустала от постоянного комплекса вины. И вспоминать, что противники тоже были не паиньками, когда стирали бомбардировками с лица земли целые города без особой надобности.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Академик Александр ЧУБАРЬЯН: Большой соблазн использовать историю для политической борьбы

- К истории сейчас большой интерес со стороны обычных людей, которые ищут ответы на вопросы своего сегодняшнего бытия, - говорит доктор исторических наук, академик РАН, директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян. - И хотя мы и говорим, что история не идеологическая наука, она, конечно, очень связана с идеологией. И с большим соблазном для политических элит использовать исторические события в современной борьбе. Это сегодня происходит во многих странах.

Давайте возьмем один острый вопрос. Как происходило формирование российского многонационального государства? Как вошли в состав Российской империи Армения, Грузия? Это сейчас предмет острых политических дискуссий. Грузины очень жестко отрицают добровольность присоединения Грузии к России. То же самое во многих республиках Средней Азии, Центральной Азии.

- Проблема переписывания учебников под политическую линию есть везде?

- В Европе сильный общественный контроль. Во Франции года полтора назад вышла инструкция министерства образования - изъять из всех школьных учебников упоминание о французском колониализме. Такой патриотический раж. Профессура заявила протест и обратилась в конституционный суд, который признал это распоряжение незаконным.

- А возможно ли создать совместный учебник истории СНГ?

- Невозможно. Мы сейчас договорились, что сделаем общую книгу к юбилею Великой Отечественной войны, а Молдавия говорит, что она не участвовала в войне! У всех свои оценки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Академик Александр Чубарьян: Созданы условия для единого учебника истории

Доктор исторических наук ответил «Комсомолке» сразу на множество накопившихся вопросов

Доктор исторических наук, академик РАН, директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян - не только один из крупнейших историков России, но и человек, в чьих руках в буквальном смысле история страны. Он возглавляет рабочую группу, которая создает сейчас единый учебник для российских школьников. Но история - дело широкое, поэтому приехавшему в гости к «Комсомолке» академику пришлось ответить сразу на множество накопившихся к исторической науке вопросов. (читайте далее)