2016-09-29T17:17:15+03:00
КП Беларусь

Спиленная в Александровском сквере липа превратилась в «Раба»

В юбилейный год знакомим читателей «Комсомолки» с десятью шедеврами Художественного музея - по одному в месяц
Скульптурный портрет Сталина, Рузвельта и Черчилля в стиле соцреализма разительно отличается от символического рабаСкульптурный портрет Сталина, Рузвельта и Черчилля в стиле соцреализма разительно отличается от символического рабаФото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Изменить размер текста:

В этом году Национальный художественный музей отмечает 75-летие. За эти годы его собрание выросло до 30 с лишним тысяч экспонатов. Но, как и в любом музее мира, посетители могут видеть лишь небольшую часть его сокровищ. Она даже меньше десятой части.

Эта скульптура поражает на выставке «Десять веков искусства Беларуси», возможно, не меньше, чем «Ева» Сутина. Кстати, оба произведения были созданы в один год - 1928-й. Правда, Сутин творил в Париже, а Александр Грубе - в Минске.

- «Раб» был выставлен на Всебелорусской художественной выставке, - рассказывает заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси Ольга Архипова. - И после нее скульптура попала в коллекцию белорусского государственного музея. И уцелела в войну просто чудом.

20-е годы можно назвать золотыми годами нового искусства, когда художники искали новые формы, новых героев, пробовали себя в разных стилях. Когда ценилась индивидуальность, а творцом мог стать каждый, даже самоучка. Таким самоучкой и был Александр Грубе, которого судьба занесла в Беларусь в 1918 году. Но именно этот человек перед войной стал одной из самых ярких фигур в белорусском искусстве, создал Всебелорусское художественное объединение - прообраз Союза художников, и стал первым в Советском Союзе автором памятника… Ленину.

Спиленная в Александровском сквере липа превратилась в «Раба»

Спиленная в Александровском сквере липа превратилась в «Раба»

В начале ХХ века Александр Грубе учился в Петербургском университете, за участие в очередной революционной стачке был отчислен из университета и призван в царскую армию. Служил на территории Беларуси и в 1918 году после демобилизации решил остаться здесь. В местечке Краснополье Грубе пошел преподавать в школу биологию и там же увлекся скульптурой. Удивительно, но считается, что самый первый бюст Ленина в Беларуси был установлен еще при жизни вождя мирового пролетариата в 1922 году именно в Краснополье.

Потом был репортаж в «Советской Белорусскии» о талантливом скульпторе-самоучке, приглашение в Минск, где он уже сделал двухметрового Ильича. К сожалению, практически все довоенные работы Грубе в войну пропали. Уцелели только четыре скульптуры, которые сейчас находятся в коллекции Национального Художественного музея.

- Музей был разграблен, а деревянные скульптуры фашисты не тронули, - говорит Ольга Архипова. - Они так и простояли в помещении музея. Уцелели чудом, ведь их могли сжечь или на дрова пустить.

Кстати, «Раб» сделан из цельного куска липы, которая росла в Александровском сквере в Минске. Судя по размерам скульптуры, липа была более чем внушительной. Непропорциональная фигура, огромные руки и ноги, связанное тело, напряженные мышцы – сам персонаж условен, трудно сказать, это первобытный человек или современник.

- Символизм был очень характерен для искусства 20-х годов, он позволял художникам по-новому взглянуть на человека, - продолжает Ольга. - Такой импрессионизм позволяет передавать чувства, эмоции, внутреннее напряжение.

А потом наступил 1932 год, когда был выбран единственно верный метод социалистического реализма. Тогда были названы совсем другие требования к произведениям искусства.

- Поэтому Грубе 20-х годов и Грубе 40-х - это два совершенно разных художника.

Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть еще одну работу скульптора в постоянной экспозиции музея. В 1945 году он сделал эскиз к тройному портрету Сталина, Черчилля и Рузвельта на Крымской конференции. Лидеры союзников сидят в креслах - очевидно, что лепил их Грубе по фотографии. Он планировал сделать памятник, в музее хранились огромные гипсовые фигуры политиков, но потом их списали. Памятник так и не получился…

К этому времени Грубе уже жил в Москве, куда успел уехать в 41-м. Вместе с Заиром Азгуром и Витольдом Бялыницким-Бирулей в 1944 году стал первым народным художником Беларуси. Но в Минск уже не вернулся.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также