Общество23 июня 2014 2:00

В этом году школу окончили 10 000 инопланетян

Ими эксперты посчитали 1,5% выпускников, которые так и не научились связно излагать мысли на родном языке
Выпускникам этого года не повезло: за ними следили в четыре глаза наблюдатели плюс работали видеокамеры.

Выпускникам этого года не повезло: за ними следили в четыре глаза наблюдатели плюс работали видеокамеры.

Му-му без герасима

Впервые Единый экзамен написали более-менее честно. Результаты: около 10 тысяч выпускников не смогли решить три задачки для пятого класса и связать пару фраз. С тем же успехом, выходит, школу могли окончить 10 тысяч инопланетян.

Впрочем, и ребят, получивших высокие баллы, тоже стало заметно меньше. По данным Рособрнадзора, количество стобалльников по математике сократилось в десять раз! В результате пришлось снизить минимальные баллы для получения аттестата. По математике с 24 до 20, по русскому языку - с 36 до 24.

- Если бы порог по русскому языку не снизили, двойки бы получили 20 процентов выпускников, - объясняет ректор МГУ Виктор Садовничий. То есть - вдумайтесь! - с каждым пятым общаться можно только жестами и короткими рубленными фразами типа «стоять», «смирно».

Зато теперь, как утверждает министр образования и науки Дмитрий Ливанов, количество двоечников не вышло за 1,5 процента - то есть их столько же, сколько было в прошлом году.

Троечников - на платное

А вот вузы снижать минимальный балл для абитуриентов не собираются! Им по-прежнему нужны только умники и отличники. Да и в мониторинге один из главных показателей - средний балл поступивших первокурсников. Соблазнишься - опустишь планку и сам через год загремишь в неэффективные!

- Не надо опасаться, что в университеты поступят дети, не подготовленные к освоению программы, - успокаивает министр. - Чем объективнее экзамен, тем больше у вуза шансов набрать лучших абитуриентов.

Тогда какая судьба ждет тех, кто в этом году с трудом, но все-таки получил аттестат? В Минобрнауки считают, что таким ребятам прямая дорога в колледжи. Но вот вопрос - согласятся ли с указанным направлением сами выпускники? Вряд ли - несмотря на все старания чиновников показать, насколько увлекательной может быть учеба в среднем специальном учебном заведении, вуз покруче будет. Троечники ломанутся сюда на платные места.

Умники или жулики?

Зато джекпот в этом году сорвали победители олимпиад. При поступлении они автоматом получат 100 баллов по профильному предмету. Поэтому эти дети могут выбирать все самые крутые вузы и поступать на любые специальности.

Но честный ЕГЭ ударил и по ним. Еще зимой ректоры вузов решили: а давайте проверим, действительно ли эти дети такие умные. И постановили: если олимпиадник набирает на профильном ЕГЭ меньше 60 баллов, он лишается льготы. Сколько ребят на этом погорело, еще пока не подсчитали.

Считать списавших будут по осени

И еще одна нехорошая новость - схлопотать неуд по ЕГЭ еще можно будет в течение трех месяцев как минимум. Еще не все работы проверены, не все видеозаписи из аудиторий посмотрены. Проверяющие еще три месяца будут «зачищать» выпускников. Уже за списывание аннулировано больше 1000 работ, к сентябрю, считают в Рособрнадзоре, их будет еще больше.

Так что тем, кого поймали за списыванием сразу же во время экзамена, считай, повезло. Обязательные русский язык и математику они еще могли пересдать в резервные дни. А вот тем, кого раскроют сейчас, придется несладко - пересдача у них будет только через год.

КСТАТИ

МГУ - третий в списке лучших вузов стран БРИКС

Британское агентство Quacquarelli Symonds (QS) представило на прошлой неделе рейтинг лучших вузов стран БРИКС (сюда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Почти всю первую десятку лучших заняли китайские университеты. Но Московский государственный университет, как и в прошлом году, смог отстоять свое третье место. Всего же в топ-100 попали 20 российских вузов.

- Критерии рейтинга БРИКС отличаются от нашего международного исследования, - уточняет региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. - Например, в этом рейтинге за науку отвечают два критерия - количество опубликованных статей на одного сотрудника и количество цитат на одну статью. А в глобальном исследовании критерий науки только один - индекс цитирования в целом по вузу.

Эксперты оценивали и другие качества - академическую репутацию, привлекательность для работодателей, долю преподавателей к числу студентов, количество педагогов с докторской степенью, а также число иностранных студентов и преподавателей.

Ксения КОНЮХОВА

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Хотели градусник? Получите!

И министр образования Владимир Филиппов, при котором начался эксперимент с ЕГЭ, и министр Андрей Фурсенко, при котором ЕГЭ стал обязательным, любили повторять одну фразу: Единый госэкзамен - это что-то вроде градусника для системы образования. Мол, он беспристрастно покажет качество преподавания в школах - и в столице, и в небольших городках, и в поселках. Ага, где-то он действительно работал так, как и предначертано законами физики. А где-то столбик стали подогревать - так обычно двоечник нагоняет температуру, чтобы не идти в школу на контрольную. Ну а когда по результатам сдачи ЕГЭ федеральные власти стали судить об уровне образования в регионе... тут фальсификация стала массовых масштабов.

Загубили градусник.

Но, оказалось, инструмент можно привести в порядок. Надо только снять с губернаторов ответственность за средний балл ЕГЭ выпускников подчиненного региона, поставить в аудиториях камеры и открыть к ним доступ всем желающим.

Пока сравнительного анализа с ЕГЭ-2013 нет и далеко не все данные озвучены. По-моему, чиновники, ошалевшие от полученных результатов, до сих пор просто приходят в себя и пытаются найти способы донести до народа шокирующую информацию, не слишком травмируя нашу психику. Но уже сейчас, учитывая, что задания ЕГЭ-2014 не стали ни сложнее, ни проще, чем годом ранее, можно представить масштаб бедствия. Если бы Рособрнадзор не опустил минимальный балл по русскому языку и по математике, у нас двоечников было бы 25 процентов! Вдумайтесь, почти 200 тысяч выпускников не освоили школьную программу! То есть считают с трудом и пишут с ошибками.

Нам тут новый учебник истории предлагают, литературу хотят преподавать по-новому, образовательные стандарты переиначивают. А смысл? До сих пор в ушах стоит едкое замечание по поводу единого курса по литературе известного словесника: «Да какая разница, какой будет курс? Дети все равно эти книги не прочтут!» Потому что дети в основной своей массе с трудом читают (разве что учебники из-под палки) и плохо знают другие предметы.

Мне очень интересно, какие теперь выводы сделает Минобрнауки.

Впрочем, похоже, дело теперь может сдвинуться и без чиновников. Как бальзам на душу стало для меня недавнее сообщение из Дагестана - прежде непуганого края высокобалльников. Родители махачкалинских выпускников, недовольные тем, что их детишки в этом году набрали слишком мало баллов, выступили с инициативой обязать преподавателей дагестанских школ самим поначалу сдать Единый госэкзамен.

Александр МИЛКУС