2016-08-24T02:45:53+03:00

Установить имена сбитых советских разведчиков помог дневник немецкого летчика

Под деревней Макаренцы на Могилевщине поисковики подняли самолет Пе-2, сбитый немцами в 1944-м. И только через полгода смогли установить имена членов экипажа [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments1
Лопасти буквально истлели во время падения.Лопасти буквально истлели во время падения.
Изменить размер текста:

Это третий советский самолет, сбитый немцами в годы войны на территории Могилевщины, который нашли члены Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» за годы своей работы.

- Железки нас мало интересуют, музейных экспонатов мы можем сотни насобирать. Главное - установить состав экипажа, ведь эти люди - «сталинские соколы» - до сих пор числятся пропавшими без вести, - говорит руководитель клуба Николай Борисенко.

САМОЛЕТ В ПОЛЕ - КАК ПЕСЧИНКА В СТОГЕ СЕНА

- Несколько лет назад к нам обратился житель деревни Макаренцы Игорь Великанов. Он рассказал, что во время войны недалеко от его деревни немцы сбили самолет. Мы приехали, обошли все поле, а оно огромное - 5 километров в длину, 3 в ширину, но так ничего и не нашли. Сложно было найти пятиметровую площадку с упавшим самолетом на таком огромном поле…

Великанов еще несколько раз звонил поисковикам, те снова приезжали, искали - безрезультатно. И вот, когда казалось, что надежда потеряна, в трубке раздался уже знакомый голос:

- Приезжайте! Нашел.

В очередной раз исследуя поле, Игорь Игнатьевич нашел трубки от системы охлаждения двигателя сгоревшего самолета - видно, их зацепил плуг и вывернул из земли. Поисковый отряд сразу же приехал в поле под Макаренцами и вместе с 52-м отдельным поисковым батальоном Министерства обороны РБ начал раскопки.

Место падения самолета Пе-2.

Место падения самолета Пе-2.

САМОЛЕТ УШЕЛ В ЗЕМЛЮ НА 5 МЕТРОВ

Копали быстро: через три дня с пятиметровой глубины достали последние детали самолета.

- Нашей целью было найти номерные детали и, прежде всего, двигатель. По номеру моторов мы смогли бы идентифицировать самолет, а значит, и его экипаж, - объясняет Николай Борисенко. - Как мы потом выяснили, самолет падал с высоты 6000 метров, падал почти под прямым углом - его сбил немецкий истребитель. По всей видимости, самолет сразу же загорелся, а члены экипажа были убиты или ранены еще в воздухе, поскольку они не катапультировались. Пока самолет падал, он практически весь сгорел, а от удара двигатели вошли в землю на 5 метров. Те детали, которые не сгорели, просто-напросто раздробило или сплющило…

Приходится перелопачивать каждый кусочек земли, чтобы не упустить что-нибудь ценное.

Приходится перелопачивать каждый кусочек земли, чтобы не упустить что-нибудь ценное.

От красавца Пе-2, сделанного по последнему слову тогдашнего советского самолетостроения, осталась только груда покореженного металла, а от его экипажа - всего около двух десятков косточек.

После падения самолет превратился в груду обломков.

После падения самолет превратился в груду обломков.

- И снова нам повезло: мы нашли оба двигателя с номерами. Правда, они были наполовину расколоты. В Центральном архиве Министерства обороны России в Подольске по этим номерам можно было найти историю боевого пути самолета и экипажа. Но для этого пришлось бы ехать в Подольск, а это большие деньги, которых у нас не было, - рассказывает Николай Сергеевич. - Конечно, мы отослали запрос, но, как правило, ответы на такие запросы приходят спустя много месяцев. Своих людей в архиве у нас нет, рассчитывать приходится только на помощь таких же поисковиков-энтузиастов.

УСТАНОВИТЬ ИМЕНА ПОМОГ ДНЕВНИК НЕМЕЦКОГО ЛЕТЧИКА

- О находке и своей проблеме мы написали на российском поисковом форуме «Тризна» - там сидят такие же энтузиасты, которые занимаются поиском без вести пропавших солдат. Поисковики с готовностью откликнулись на наш призыв о помощи. Стали предлагать разные версии, помогать с поисками в архивах.

За полгода Николай Борисенко и его помощники рассмотрели около десятка различных версий, но зацепки ни к чему не приводили.

Жители деревни убеждали поисковиков в том, что самолет упал в 1943 году.

- Из свидетелей в живых осталась только одна женщина: тогда она была маленькой девочкой. Она рассказала, что в тот день, когда падал самолет, она окучивала картошку. Это начало июня, но ведь в это время фронт был под Курском, откуда здесь взялся советский самолет? Может быть, это был транспортный самолет, а не военный? Когда мы стали поднимать остальные детали, эту версию пришлось отбросить: мы решили, что жители просто перепутали дату. Вместе с нашими помощниками с форума мы изучили, наверное, все экипажи, которые не вернулись с боевого задания в этом районе с июня 1943-го по июнь 1944-го, - и все мимо.

Без спецтехники работы растянулись бы не на один месяц.

Без спецтехники работы растянулись бы не на один месяц.

Когда могилевские поисковики уже почти отчаялись, им снова улыбнулась удача. Их украинский коллега, Михаил Панчишин из Тернополя, изучая дневник немецкого летчика, случайно наткнулся в нем на запись о том, как в июне 1944 года он сбил над Макаренцами советский самолет-разведчик Пе-2. Немецкий летчик указал не только время, но и место, куда упал самолет - тот самый квадрат, где нашел его следы Великанов.

Николай Борисенко показывает деталь еще от одного самолета: его поисковики нашли недалеко от города Чаусы.

Николай Борисенко показывает деталь еще от одного самолета: его поисковики нашли недалеко от города Чаусы.

- Так, с помощью коллег мы установили не только, что это был за самолет, но и состав его экипажа: летчик младший лейтенант Василий Марусенко из Красноярского края, летчик-наблюдатель младший лейтенант Владимир Павловский, призванный в Ташкенте, стрелок-радист сержант Усман Ахмадулин из Казани. 7 июня 1944 года на пикирующем бомбардировщике Пе-2 они вылетели на визуальную разведку в район Бабиновичи - Богушевск - Толочин - Шклов - Горки из аэродрома Старые Пересуды Смоленской области. С боевого задания экипаж не вернулся.

Поисковики направили соответствующие запросы, чтобы найти родственников погибших, но удалось найти только двоюродную племянницу Марусенко. Она никогда не видела своего дядю, он погиб, когда ей было всего два года, и она была признательна поисковикам за рассказ о судьбе дяди.

Один из членов экипажа Усман Ахмадулин получил орден за год до своей гибели.

Один из членов экипажа Усман Ахмадулин получил орден за год до своей гибели.

Торжественное захоронение останков погибших солдат экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2, найденного под деревней Макаренцы, состоялось 20 июня 2014 года.

- С тех пор как война закончилась, прошло уже 70 лет, но мы до сих пор ведем поиски без вести пропавших солдат, это наше прошлое - наша память. Не так часто удается восстановить состав экипажа, не вернувшегося с боевого задания, но мы делаем все, что в наших силах, чтобы имена героев, сражавшихся за нашу родину, не были забыты.

Еще больше материалов по теме: «Могилев: новости»

 
Читайте также