2016-08-24T02:45:48+03:00

Под Москвой найден самолет Талалихина

На этом истребителе легендарный летчик-герой совершил в 1941 году первый в истории ночной таран вражеского бомбардировщика
Поделиться:
Комментарии: comments30
Под Москвой найден самолет легендарного летчика Великой Отечественной Виктор ТалалихинаПод Москвой найден самолет легендарного летчика Великой Отечественной Виктор ТалалихинаФото: РИА Новости
Изменить размер текста:

О том, как удалось обнаружить уникальную находку, «Комсомолке» рассказал заместитель командира поискового отряда «Надежда» (Коломна) Сергей КАТКОВ:

Двигатель Швецова М-63 (он стоял на самолете Талалихина) в музее "Пермских моторов" не сохранился, так как был не уникальным, а всего лишь - модификацией «родного брата» - мотора М-62. Дальнейшие модификации вытеснили М-63. Это фото - все что осталось в а

Двигатель Швецова М-63 (он стоял на самолете Талалихина) в музее "Пермских моторов" не сохранился, так как был не уникальным, а всего лишь - модификацией «родного брата» - мотора М-62. Дальнейшие модификации вытеснили М-63. Это фото - все что осталось в а

- Все началось с того, что в наш отряд поступила информация от домодедовского краеведа Низамутдинова о том, что где-то в окрестных лесах лежат останки какого-то военного самолета. А участковый лесничий Олег Сураев может даже показать место. Вскоре тот же Низамутдинов сообщил нам, что с помощью лесничего нашел в лесу ржавую табличку, прибитую к дереву. Он бережно снял ее, принес домой, очистил. И обнаружил под слоем ржавчины слова, что эту табличку прибила какая-то пионерка в 1971 году. И там же - слово «Талалихин». А фамилию пионерки время не пощадило. Такую же информацию мы получили и от поискового отряда «Обелиск», и от друзей из журнала «Военная археология». Почему они обратились к нам? Потому что мы участствали до этого почти в 30 «подъемах» боевой техники из земли.

Но сначала мы решили разробраться, на каком именно самолете совершил таран Талалихин. Обратились в Центральный архив Минобороны. Нам показали документы с номерами двигателя и других частей самолета - это И-16 тип 29. Когда мы получили эти данные, - перешли к раскопке. Кстати, нам в этой работе здорово помогли домодевские власти. Они предоставили технику для подъема двигателя самолета и других тяжелых частей. Когда мы раскопали двигатель и подняли его на сухую землю, - то первым делом сверили номер двигателя с тем номером, который значился в архивных документах. Все совпадало! Сейчас все обнаруженные детали находятся под охраной Домодевского краеведческого музея. Думаю, что было бы целесообразно передать их в музей Военно-Воздушных Сил в Монино...

Таблички

Таблички

А это - копия одного из  архивных документов, в котором указан номер двигателя самолета, на котором воевал Талалихин.  Он полностью совпадает с номером мотора И-16, обнаруженного  в лесу под Москвой.

А это - копия одного из архивных документов, в котором указан номер двигателя самолета, на котором воевал Талалихин. Он полностью совпадает с номером мотора И-16, обнаруженного в лесу под Москвой.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

ШПИГОРЕЗ, СТАВШИЙ ЛЕГЕНДОЙ

Талалихин Виктор Васильевич - зам командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО, младший лейтенант. Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка (ныне Вольского района) Саратовской области. Русский.

В 1934 году с семьёй переехал в Москву, окончил фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате имени Микояна. Работал на этом мясокомбинате шпигорезом, одновременно учился в Московском аэроклубе. В Красной Армии с декабря 1937 года. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом повреждённый истребитель.

За мужество и героизм 8 августа 1941 года Талалихину присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5).

КАК ЭТО БЫЛО

«Оставалось одно - таранить»

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на подвиг, обессмертивший его имя:

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также