Наш корреспондент раскрыл тайные планы московских эвакуаторщиков

Как работают, на что живут и чувствуют ли нелюбовь автомобилистов эти отважные люди

Фото: Михаил ФРОЛОВ

8 утра. Получаем машину у станции метро «Авиамоторная» - здесь ночуют все городские эвакуаторы. Водитель Андрей Дудырев - бывший шофер автобуса. В эвакуаторном бизнесе с зимы.

- Сами мы не можем выбрать, какой автомобиль увезти, - говорит Андрей. - Заявки нам выдают либо гаишники, либо инспекторы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Пока команды нет, стоим на точке сбора и ждем.

Наша точка на сегодня - пересечение Садового кольца и Цветного бульвара.

ЗА КАЖДОЕ АВТО - ГОНОРАР?

В Москве официальной эвакуацией занимаются сразу три фирмы. Государственная - «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) - и две частные: «Си Интеграл» и «Мосгорлогистик».

- У нас в АМПП проблем нет, мы казенная контора, деньги выдают в срок. А коммерсанты юлят. Хотя машины у всех одинаковые, с зеленой кабиной.

Отличить одних от других просто. На всех эвакуаторах у заднего стекла есть 4-значный номер. Сотые и двухсотые серии - это авто городские. Если в начале стоит «63», значит, частник.

Привлечь коммерческие структуры город решил для экономии средств.

Водителям из частных компаний доплачивают гонорар за каждую эвакуацию - от 500 до 700 рублей за 1 авто. Шоферы и рады бы возить побольше, но не выходит. В итоге получается, что люди из подрядных структур получают заметно меньше, чем в госструктуре: у города большой фиксированный оклад.

ШОУ МАСТ ГОУ ОН

У эвакуаторщиков все строго, как в армии: забудешь надеть кепку или зеленый жилет - оштрафуют.

Наше первое задание на сегодня: переместить несколько автомобилей, припаркованных на тротуаре у Театра кукол Образцова. Это рядом, всего в паре сотен метров.

- Сейчас увидишь настоящее шоу, - говорит Андрей с таким азартом, будто мы сейчас будем зайцев на охоте гонять.

Останавливаемся возле нарушителей. И тут же из окрестных кафе вылетают владельцы машин. Видно, наученные уже - прыгают за руль и быстрее отъезжают, чтобы гаишник не успел выписать штраф. У обочины вызывающе блестит одинокий «Инфинити».

- Грузим! - командует Андрей.

БЫВАЮТ ПРОКОЛЫ

На то, чтобы подцепить и погрузить иномарку, уходит не больше 10 минут. Все оборудование продумано - повредить машину практически невозможно. Хотя бывают проколы. Андрей мне рассказал об одном. Загрузили недешевый внедорожник, но тут подбежал хозяин авто. В таких ситуациях по правилам машину надо вернуть владельцу. Штраф за неправильную парковку при этом все равно выписывают. Начали снимать автомобиль, не выставив как надо дополнительные подпорки. Это такие металлические рычаги на корпусе грузовика, их раздвигают в стороны и упирают в землю. Груз на стреле перевесил и... эвакуатор опрокинулся прямо на крышу внедорожника. Стоимость машины пришлось компенсировать за счет городского бюджета, эвакуаторщика уволили.

На три процесса можно смотреть вечно: на то, как горит огонь, как плывут облака и как эвакуируют чужое авто.

На три процесса можно смотреть вечно: на то, как горит огонь, как плывут облака и как эвакуируют чужое авто.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ

У нас с «Инфинити» все проходит гладко. Везем на штрафстоянку около Хорошевского шоссе.

- По плану в день я должен эвакуировать 4 авто, - рассказывает Андрей. - Но такой темп выдерживают лишь два человека из нескольких сотен. В среднем я перевожу 3 машины за смену.

- Начальство ругается?

- Нет. Но каждый вечер приходится писать объяснительные, почему не выполнен план.

- Бюрократия...

- А что можно сделать, когда все зависит от МАДИ да от ГИБДД? Сколько заявок они сделают, столько я и наработаю.

«А ДАЛЬШЕ ПОЛСМЕНЫ КУРИМ»

У сотрудников ГИБДД дежурство по стоянкам считается, мягко говоря, не самым увлекательным занятием. У полицейских тоже есть свой план. Но с планом эвакуаторщиков он никак не согласовывается.

- Приходит гаишник и честно говорит: у него от начальства установка - оформить 12 протоколов об эвакуации. У нас в группе шесть грузовиков. По две машины мы эвакуируем, - рассказывает Андрей.

- А дальше?

- А дальше полсмены курим, - пожимает плечами эвакуаторщик.

Здесь бы порадоваться нам, автолюбителям: вот и славно, меньше машин эвакуируют! Но тут, наверное, надо тогда сделать принципиальный выбор. Или мы хотим жить, как в Европе и Америке (а у них нарушителей наказывают мгновенно и беспощадно). Или оставляем все как было и парализуем весь центр, паркуясь где попало в два-три ряда. Сегодня же выходит, что мы одной рукой сделали европейский выбор, а второй - сохранили нашу родненькую бюрократию. Она же любую благую идею зароет под кипой бумажек, директив и производственных планов!

ПРАВИЛА - ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАРУШАТЬ

Разгрузившись на штрафстоянке, возвращаемся на точку сбора. Уже два часа дня! А мы только с одной машинкой расправились. К нам идут сотрудники МАДИ - сейчас подкинут работенку.

- Надо эвакуировать пару машин с тротуара у Театра кукол Образцова, - дежурным голосом говорит инспектор.

- Мы ж там пару часов назад работали, - недоумеваю я.

- Новые нарисовались. Можно вообще не париться и ходить каждые 30 минут по одному и тому же участку. Машину эвакуируем, а на ее месте тут же новая появляется. У нас ведь как? Все считают, что правила созданы, чтобы их нарушать.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Как спасти свою ласточку

Первый способ - перехватить эвакуатор. По правилам шофер грузовика должен выгрузить авто назад, если хозяин пришел до того, как транспорт уехал. Правда, штраф за неправильную парковку все равно выпишут (3000 рублей). Но как только эвакуатор тронулся с места, дороги назад нет.

Второй способ - спустить шины. Нельзя перемещать машину со сдутыми колесами. Покрышки от этого неизбежно пострадают. Но способ рискованный. Если часто спускать баллоны, то резина быстро испортится.

Были случаи, когда особо горячие хозяева эвакуированных авто пытались отбить свою собственность: блокировали эвакуатор на дороге и начинали угрожать водителю. На этот случай у эвакуаторщиков есть четкая инструкция: заблокироваться в кабине и срочно звонить в полицию.

Что делать, если все-таки увезли...

Во-первых, нужно узнать адрес штрафстоянки, на которую увезли машину, по номеру «горячей линии»: 8 (495) 539-22-99. Можно набрать дежурного полиции (по номеру 112), там тоже подскажут. Третий вариант - посмотреть на сайте parking.mos.ru.

Во-вторых, надо съездить в то подразделение ГИБДД, сотрудник которого оформил протокол об эвакуации (адрес подскажут по тому же номеру «горячей линии»). Там выдадут разрешение на возврат транспортного средства и копию протокола о правонарушении. С собой надо иметь документы на машину.

Оплатить эвакуацию (от 3 тысяч в зависимости от объема двигателя) и хранение машины на спецпарковке (1 тысяча рублей в день, первые сутки бесплатно) можно в терминале прямо на стоянке. Там же надо предъявить свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права (паспорт транспортного средства не нужен) и разрешение на возврат транспортного средства (копия протокола).

...и что будет, если не забрать машину со штрафстоянки

На штрафстоянке полно ржавых развалюх. Владельцы обычно не объявляются. Машины месяц держат на стоянке, а потом отвозят в специальное автохранилище. Там брошенный автохлам стоит вечно - город не имеет права отправить его на свалку, потому что это чье-то имущество.