Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Туризм3 сентября 2014 12:35

Три океана и радуга над подмосковным водохранилищем

Москвичи Андрей и Лена Невзоровы возвращаются из кругосветного путешествия на свой маленькой парусной яхте. Встречаем "Дельту" 6 сентября в центре Москвы!
-
из семейного архива Невзоровых.

из семейного архива Невзоровых.

Три года назад Андрей и Елена Невзоровы отправились в кругосветное путешествие на своей парусной яхте DELTA. Ушли прямо от стен Кремля, в День России, 12 июня 2011 года.

Лена и Андрей - муж и жена, вместе уже четверть века. Плюс три года, что они провели вдвоем в десятиметровой яхте. Вместе прошли Атлантику и Тихий океан, побывали в Панаме, на Галапагосах, во Франузской Полинезии, Индонезии... К майским праздникам добрались до Турции, а оттуда - в Черное море, Дон, Волгу....

В День Города, 6 сентября, "Дельту" будут торжественно встречать в Москве.

Интервью с Невзоровыми "Он, она, 10-метровая яхта и весь мир".

Рассказ Невзоровых о том, как "Дельта" побывала в Ростове-на-Дону, Волгодонске, Волгограде и Саратове. А еще - в Самаре и Тольятти.

Предыдущие "серии" о путешествии - в разделе "Круизы и яхты" на сайте kp.ru

Перед самым финишем кругосветки приключения не закончились. Слово снова Андрею Невзорову:

"Когда мы прошли Суэц, и впереди серебром блеснула полоска Средиземного моря, я внезапно осознал, что у нас есть неплохие шансы вернуться домой живыми. Выводом из этой мысли стало то, что мы теперь вполне имеем моральное право рекомендовать такое предприятие другим людям.

Это же так соблазнительно: плюнуть на всю эту суету никчемную, взять женщину свою любимую, и уплыть от седа к чертовой матери, к голубому Океану безбрежному, на острова райские.

Даже если не и уплывешь никуда дальше, чем на рыбалку с корешами, само осознание того, что у каждого сильного мужчины и любящей его женщины такая возможность существует, само по себе дорогого стоит. Всегда можно ответить, например, шефу: ну что ты орешь на меня, я вот завтра возьму и уйду в кругосветку! Вон, Андрюха с Ленкой ходили же, и я тоже так смогу!…

Лена и Андрей вернулись домой. И теперь будут рассказывать всем, что обогнуть Земной шар не так уж и сложно. Было бы желание! Фото из семейного архива Невзоровых.

Лена и Андрей вернулись домой. И теперь будут рассказывать всем, что обогнуть Земной шар не так уж и сложно. Было бы желание! Фото из семейного архива Невзоровых.

...До города Плёс оставалась еще добрая сотня километров, когда от берега в спешном порядке отвалила желтенькая яхта, и бросилась нам наперерез. Понятно, что тормозим, нет, не тормозим - тормоза то не работают - газ сбрасываем.

- Что случилось?? - спрашиваем.

- Да тут два перца на гидроциклах метались, вас искали - отвечают ребята, перегоняющие купленную в Скандинавии яхту в Ростов.

Как только наступили сумерки, встаем на стоянку. Только собрались на бережок рыбки покоптить, глядим - по-над вечерней гладью реки Волги, золотящейся в последних лучах заходящего солнца, низко летят два аппарата.

- DELTА, наконец то мы вас нашли!!! - кричат.

- И вам привет, - неуверенно отвечаю я трем всадникам, затянутым в черное, в шлемах, скрывающих лица за зеркальными забралами.

Наши новые друзья Илья, Даша и Данила, умчались минут через восемнадцать, строго настрого велев появиться в Плесе не позднее 11-00 завтрашнего утра, так как программа нашего пребывания в городе была расписана буквально по минутам.

В городке все необходимое для очарования в наличии - и золоченые купола, и церковки деревянные на косогоре, и образа деревянные, резные. Новенькое все, правда, но все равно мило. И памятник Левитану, что здешние места рисовал, и теперь все приезжающие ему помочь стараются - аж кисточку погнули.

В Плесе нам предстояла встреча с Почетным гражданином города Иваново. Кто в наше время может стать почетным гражданином города? Это что же такое надо сделать?

Почетный гражданин города Иваново Волынкин Олег Викторович, оказался мало того мореплавателем, два раза обошедшем вокруг света на надувном тримаране! Да не где-нибудь по расслабленным тропикам, а по арктическому маршруту!!

Мужики - реальные, всамделешние герои. Как выразился капитан ледокола, поднявшего надувной тримаран на свою вертолетную площадку, чтобы отогреть и накормить путешественников: «Да, Викторыч, всякое я в жизни повидал, но, что бы на презервативах в арктические льды лезли - такое впервые».

Олегу меня тоже представили как кругосветчика, и он, естественно, ждал рассказов от меня. Возникшая неловкая пауза моментально вылилась в очень интересный диалог - сравнение двух кругосветок, двух мировоззрений капитанов, прошедших Океаны, двух подходов к путешествиям под парусом.

Олег:

- Когда стоишь на руле, нужно постоянно оглядываться, что бы коварно пришедшая сзади волна с обломками льда, обрушившись сверху, не сломала тебе шею. А потом не захлебнуться, потому как поток ледяной воды заливает рот и забивает нос. А у вас?

Андрей, немного смущенно:

- А у нас рулит автопилот, электроника за окрестностями следит, так что в океане мы даже и вахты-то не несем - на что там смотреть? А когда валяешься на кровати целыми днями - голова от качки по подушке елозит, и ухо натирается. Я даже себе подушку специальную из самолета стащил - с дыркой посередине, что бы уши не натирались.

Олег:

- А мы, когда на вахту собираемся, носки немного на горячем двигателе подсушиваем - шли то, в основном, под мотором, - потом целлофановые пакеты натягиваешь, сверху уже две пары мокрых носок, а потом уже сапоги. А вы как делали?

Я с замиранием сердца слушал про белых медведей, а Олег стал подумывать о том, что бы следующую экспедицию сделать по теплым морям. Но обязательно вокруг мыса Горн - чтобы форму не терять. Я, кстати, тоже подумываю в следующий раз туда сунуться - там и встретимся.

Получив в подарок плёсский сувенир и штопор, отсутствие которого сильно осложняло нам жизнь последние года два, после того, как его предшественник растворился в соленых океанских водах, отправились дальше.

Углич с борта яхты выглядит так. Фото из семейного архива Невзоровых.

Углич с борта яхты выглядит так. Фото из семейного архива Невзоровых.

...Сегодня мы празднуем встречу с нашим старым знакомым - буем номер 67, что в самом начале озерной части Рыбинского водохранилища. Буй этот редкий и символичный, он полосатый, - в отличии от своих часто встречающихся собратьев - белых и красных, повсеместно отмечающих кромки судового хода, или, по аналогии с автомобилями - обочины дороги.

А что означает полосатый буй? Ну, думайте, думайте… Правильно - разделение дороги: если одна дорога пошла направо, а другая - налево, то в каком-то месте «белая» обочина пересечется с «красной». В этом месте появится сингулярность - точка пространства с неопределенными характеристиками - то ли это правая обочина левой дороги, то ли левая обочина правой. Там появится полосатый знак.

Чем же наш товарищ символичен? Начать надо с того, что буй номер шестьдесят семь стоит в одной из вершин мистического «мологского треугольника», в том месте, где река Молога сливалась с рекой Волгой, и где стоял ушедший ныне под воду город Молога.

Обмелевшая Волга расстроила капитана - даже маленькая яхта  с осадкой меньше двух метров не везде могла пройти! Фото из семейного архива Невзоровых.

Обмелевшая Волга расстроила капитана - даже маленькая яхта с осадкой меньше двух метров не везде могла пройти! Фото из семейного архива Невзоровых.

В этом году город Молога, вернее его фундаменты, вновь увидели солнечный свет, впервые после восьмидесятилетнего подводного заточения. К нетронутым доселе руинам древнего города тут же потянулись кладоискатели - и серьезно экипированные суда, и поддатые мужики с девахами на «казанках». Только что к нам такие кладоискатели подъехали - где Молога? - спрашивают.

Топографическая сингулярность и мистичность вершины мологского треугольника, это, конечно, серьезный повод выпить рюмку чудесной суздальской медовухи, которой нас снабдили во время нашего визита в Плёс, но явно есть еще какой-то повод.

МЫ ЗАМКНУЛИ КРУГОСВЕТНОЕ КОЛЬЦО!!!! В одиннадцатом году мы пошли от буя номер шестьдесят семь наверх, на северо-запад, в сторону Питера, что бы через Балтику выйти в Атлантический Океан. Три года спустя мы, Андрей и Лена Невзоровы, обойдя на яхте DELTA вокруг света, подошли к разделительному бакену №67 с юго-востока, от Ростова-На-Дону.

Мы, Андрей и Лена, пересекли Атлантический, Тихий и Индийский океаны, дюжину морей, прошли вдоль пяти Континентов и через полсотни стран. Мы очень любим друг друга, и вас, тех, кто мысленно был с нами в этом, таком приятном, романтическом, и уж слишком быстро подходящим к концу путешествии.

...Масса была всяких забавных мультиков, где к финишу главные герои чуть ли не ногами бежали - так у их средств передвижения все отваливалось. Только из Рыбинки вышли - отвалился GPS.

Только решил посмотреть, что такое там, в небе, со спутниками происходит, не успел - истошно запищал аларм перегрева двигателя. Машина когда-нибудь кипела? Теперь представьте, что это все валит в рубку, да ты еще посереди фарватера, у тебя на хвосте висит трехпалубник пассажирский, Алдан".

Он-то не знал, что нам такие фокусы проделывать - не впервой. Подумаешь, напугал - в дуделку дудит и в рацию ругается. У нас же все отработано - подвесник на корму вешаем, и… и… и - не заводится! Бензина нет. Был ведь? Был! Куда делся? Вытек? Давно моторчиком не пользовались, последний раз в Саратове? Ну-ну. А крантик-то бензиновый подтекает. По капельке - по капельке - весь бензин и вытек.

"Алдан" все ближе - решил не тормозить - все равно тормозного пути не хватит, думает с ходу между нами и берегом протиснуться. Интересно, успеет, или нас раньше сдрейфует? Или я быстрее успею бензин с маслом смешать, в мотор залить и завестись? Успел. Якорь бросили, стоим, чешем репу. Поползли потихоньку до Углича. Чем хорошо путешествие по воде - воды хоть залейся. Если идти в щадящем режиме, и посадить Боцмана (такая должность на яхте у Лены. - Ред.) у мотора с кружкой, что бы воду подливать по мере выкипания, то до Углича вполне дойти можно".

Последнее приключение кругосветки случилось в Рыбинске, чуть ниже центра города, где в Волгу впадает речка Черемуха. Местное телевидение снимало там сюжет о Невзоровых:

"Через речку был натянут электрический кабель. Обычное, в общем-то, в нашей стране дело. Ну, понадобилось кому-то электричество, криво-косо вкопали пару невысоких столбов, и провод бросили. Бывает.

Телевизионщики оворят - давайте, вы красиво отходить будете, а мы вас с берега снимать станем. Да не вопрос - единственное, заднего хода у меня нет, да ничего, сейчас как развернемся. Про провод забыл напрочь. Налетели мачтой на провод, как последние чайники - с треском, искрами, дымом... - реально троллейбус получился.

Страшно, аж коленки затряслись (или это ток через организм пошел?), вот ведь история будет с жаренными кругосветчиками, да еще практически в прямом эфире - оператор -то профессионал - несмотря на весь фейерверк, снимать продолжает.

Я только Ленке кричу, что б не шевелилась совсем, и ни за что железное не хваталась. Боцман у меня долгими приключениями тренированный, замерла, как ледяная скульптура - только глазами круглыми глядит, как рыба вокруг всплывать начала. А я сделать ничего не могу! Легкий ветерок нас к этому проводу треклятому прижимает, назад не отойдешь - задний ход не работает - вперед тоже давать нельзя, провод порвется, на палубу упадет - тогда реальная хана.

Все замерли, только электричество трещит, так что волосы дыбом встают, искры на рубку сыплются, рыба вокруг бьется, а рыбаки и зеваки на всякий случай подальше от берега отошли…

Спасло то, что швартовые концы по какой-то неведомой воле случая сухими оказались. Попытка у меня была одна - надо было добросить веревку до берега так, что бы она в воду не упала. Добросил. Прямо в руки водиле съемочной группы. Спасибо ему, смелый мужик оказался. Потом, как увидели, что водителя не убило, еще народ подбежал, оттащили нас…

Подмосковные вечера прекрасны. Как и полинезийские. Фото из семейного архива Невзоровых.

Подмосковные вечера прекрасны. Как и полинезийские. Фото из семейного архива Невзоровых.

Об ощущениях родины. Не Родины, как Державы, а конкретного своего болота. Лично для меня, «свое болото» располагается под Москвой, и ограничивается велосипедно-мопедной доступностью от деревни Звягино Пушкинского района. В радиусе мопедной доступности от деревни находилась и система пироговских водохранилищ - Клязьминское, Учинское, Пестовское, и, собственно Пироговское. И есть у меня там любимый заливчик. И в этом заливчике я всегда останавливаюсь, возвращаясь из путешествий. Традиция?

Вернувшись в шестом году из плавания вокруг Европы, сидел я в этом же заливе, вечерял, солнышко провожал, и, от нахлынувших чувств, считал интервалы между садящимися в Шереметьево самолетами.

Дальше - цитата из самого себя, из моей же книги «Под парусом вокруг Европы»: «… оказалось, что борты садятся с интервалом в три минут! Огромный мегаполис жил напряженной жизнью. Удивительно, но ничего принципиально не меняется. Ничего! Если вы думаете, что уйдете вы в плавание, и все пропадет, мир остановится - не обольщайтесь. Никто, кроме самых близких, вашего отсутствия даже не заметит…».

В этот раз меня встретила невероятно яркая двойная радуга. Будете смеяться, но я честно принял небесную иллюминацию на свой счет. А почему бы и нет? Лично для меня, каждое плавание, это ступенька вверх, к радуге, в которой мы все когда-то растворимся. И сегодня, когда над заливом вспыхнула двойная радуга, я и понял, что вернулся.

Радуга над подмосковным водохранилищем встретила путешественников, прошедших три океана.

Радуга над подмосковным водохранилищем встретила путешественников, прошедших три океана.

На следующий день - недлинный переход до родного яхт-клуба МГУ. Там все по прежнему! Слава Богу, и спасибо Алексею Хлебушкину, бессменному директору базы - держит место для студентов и выпускников МГУ, отбивает все атаки на лакомый кусочек берега.

Швартовы брошены на берег, и яхта DELTA, обошедшая вокруг света, пришвартована на базе. Лена тихонько утирала слезки, у меня комок стоял в горле.

Но, все не так просто, существуют правила - нужно соблюсти формальности, тем более такие приятные. В тренерской лежит толстенный журнал записи выхода-захода судов.

Капитан яхты DELTA записал возвращение своего судна из кругосветного плавания 19-00, 27 августа 2014 года. Экипаж -2 человека. Андрей и Елена Невзоровы, муж и жена, Мужчина и Женщина, мы обошли вокруг света и вернулись в родную гавань.

В графе «Выполнение задания. Происшествия» стоит запись «Все в порядке». И я этим горжусь. За три года и три Океана у меня на борту не было происшествий. Это круто.

Торжественный финиш кругосветки - в субботу, 6 сентября в 10-00 в День Города Москвы, на причале «Большой Каменный мост» на Берсеньевской набережной. Вход свободный.

Подготовила Юлия СМИРНОВА.

Еще подробности, размышления и фото - в блоге яхты "Дельта".