Премия Рунета-2020
Владимир
+13°
Boom metrics
Звезды27 октября 2014 22:00

Двух 17-летних расстреляли, третьего посадили на 10 лет

В областном суде в честь своего 70-летия открыли музей, посвященный служителям Фемиды

Фото: Петр СОКОЛОВ

Экспозиция разместилась на последнем, десятом этаже здания. В ней представлены портреты почти всех как бывших, так и действующих судей. Тут и Ангелина Цаплина, которой недавно исполнилось 90 лет. И Владимир Мустафенков, возглавлявший суд целых 26 лет.

- Первым председателем была 29-летняя Дора Гриднева, приехавшая из Саратова. У нее было высшее образование, что в ту военную пору встречалось очень редко. Почти все остальные судьи были со средним, - рассказала на открытии музея судья Елена Батанова. - Кроме того, судьи работали и жили в одном здании на улице III Интернационала (нынешняя Большая Московская — Авт.).

Порой семьи вершителей судеб рядовых владимирцев были отделены друг от друга только полотняными перегородками. Но потом суд переехал в здание Палат. Условия работы улучшились.

В послевоенные годы в областном суде было несколько судей-инвалидов, получивших увечья на фронте. У некоторых не было руки или ноги. А один - Михаил Иванович Мосалев - и вовсе был без обеих ног. Коллеги предлагали помощь, когда он поднимался по лестнице, но он всегда от нее отказывался.

История переездов продолжилась. С 1985 по 2012 год суд располагался на улице Стрелецкой. А в 2014 разместился в новом здании на проспекте Ленина. В экспозиции музея, кстати, представлен символический ключ от этой десятиэтажки. Также в ней есть предметы обихода судей: телефон, печатная машинка, чернильница, очки, печать, лампа, мантия, настольные бюстики Ленина и Дзержинского... Все это долго хранилось на складах, переезжало из одного здания в другое и вот — обрело постоянное место.

Один из самых старых экспонатов — подлинник приговора 1946 года. Это всего один лист побледневшего от времени машинописного текста. Более полувека назад он решил судьбу трех несовершеннолетних грабителей. Двух 17-летних расстреляли, третьего, помладше, посадили на 10 лет. У всех конфисковали имущество. Такое было время.