2016-08-24T02:32:50+03:00

Грустный фильм легко продать под лейблом «Это кино о пьяной молодежи!»

Сборы российского кинопроката осенью перевалили за миллиард – но за счет достижений голливудских, а не российских режиссеров. Почему это происходит? [мнение эксперта]
Поделиться:
Комментарии: comments109
Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», к сожалению, пока не стал рекордсменом по сбору денег.Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», к сожалению, пока не стал рекордсменом по сбору денег.Фото: РИА Новости
Изменить размер текста:

Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», о котором его автор говорил долгие годы, наконец вышел и, к сожалению, при бюджете то ли в в 21, то ли в 22 миллиона долларов за первые десять дней он не собрал даже полутора миллионов. Еще более драматическая ситуация – с фильмом Станислава Говорухина «Уик-энд»: он вышел всего несколько дней назад, и в премьерный уикенд собрал очень мало (если быть точным, 42 тысячи долларов), никто его выхода даже не заметил. Говорухин, надо сказать, и сам рассчитывал на такой результат – после премьеры фильма на прошлогоднем «Кинотавре», где люди смеялись в моменты, казавшиеся ему драматическими, он в сердцах пообещал вообще бросить профессию; в итоге перемонтировал фильм, выпустил в прокат через год с лишним после премьеры, а результат – все равно убогий. (Голливудский фильм «Дракула» про молодые годы вампира, для сравнения, за тот же уикенд собрал четыре с половиной миллиона, а вообще он собрал в России уже 16 миллионов).

И все время так: люди ходят в кино, общая сумма сборов в русском кинопрокате перевалила за миллиард, но при этом российские фильмы, снятые хоть классиками, хоть дебютантами, периодически грохаются - или внезапно «выстреливают», как «Легенда № 17». Почему так происходит, мы решили поговорить с Александром Голубчиковым, главным редактором сайта filmz.ru.

ПРО «УДАР» ПРОСТО НИКТО ТОЛКОМ НЕ ЗНАЛ

– Каким образом провалился в прокате «Солнечный удар»? Употребляя слоган фильма, «как это все случилось»?

– Потому что за два месяца до его выхода в прокат о его существовании не знал никто, кроме кинематографической тусовки. Чтобы он собрал в прокате деньги, нужен был грамотный подход к маркетингу. Да, была рекламная кампания на канале «Россия», но что было в этом бесконечно крутившемся ролике? Летающий шарфик, фраза «Как это случилось» и вздох: ах, это был солнечный удар. Сплошная аморфность. Кто мог взять ноги в руки и помчаться смотреть такое кино? Да никто.

Это не зависит от качества самого фильма, его мы не обсуждаем – это именно что вопрос маркетинга. С фильмом надо работать. С предыдущим фильмом Михалкова случилась совершенно обратная история –там рекламная кампания была отчаянной, народ перекормили ожиданиями, баннерами со слоганом «Великий фильм о великой войне», и первая часть «Утомленных солнцем-2» действительно собрала деньги, а вторую зритель смотреть уже не захотел.

В случае с «Ударом» пошли по другому принципу: тихонечко, аккуратненько, даже не акцентируя внимания на том, что это фильм Никиты Сергеевича… И это оказалось очень неудачным решением, учитывая, что параллельно Никита Сергеевич с упорством, достойным лучшего применения, выступал на своем «Бесогон-ТВ» с довольно яркими и неоднозначными заявлениями, которые, так уж вышло, начали замещать рекламную кампанию собственно картины...

Там множество ошибок в маркетинге было сделано. Понятно, что надо было прокачать двух главных героев – они же начинающие, никому не известные. Но их начали рекламировать и приглашать в передачи типа «Вечернего Урганта» уже после выхода фильма!

– Но в русском кино все-таки есть вполне себе зрительские фильмы, вроде «Поддубного».

– «Поддубный» тоже провалился. Да, он собрал раза в два больше, чем от него вообще ожидали, но все равно недостаточно, чтобы окупить затраты на производство, не говоря уже о рекламе. Для фильма, ориентированного на аудиторию 40+, с актером, которому сорок шесть лет, с отсутствием в рекламе акцента на любовной линии, это просто чудо, что он собрал свои шесть с лишним миллионов – но все равно, стоил-то он дороже. Может, он прошел на волне «Легенды № 17» – как раз того фильма, который по-настоящему внезапно выстрелил, заставив массу зрителей чувствовать гордость за страну и за ее героя.

Что же до провала "Уик-энда", то у этого фильма изначально не было потенциала для проката. Собственно, по этой причине его целый год не брался выпускать ни один дистрибьютор — черно-белый детектив, о существовании которого не знали не только рядовые кинозрители, но и поклонники творчества Станислава Говорухина. Невнятный постер, отпугивающий видеоряд трейлера — даже у тех, кто его видел, не было ни одной причины купить билеты в кино. Зритель сегодня очень избалован. Его нужно удивить, может быть, шокировать — ни первого, ни второго в трейлере не было. Да и Максим Матвеев, как выясняется, не столь привлекательный для киноаудитории актер, чтобы только из-за его имени на плакате выстроилась очередь у касс кинотеатра. Лишнее подтверждение тому — псевдоисторический приключенческий фильм «Форт Росс: В поисках приключений», скроенный по лекалам «Мы из будущего».

ГРУСТНЫЙ ФИЛЬМ ЛЕГКО ПРОДАТЬ ПОД ЛЕЙБЛОМ «ЭТО КИНО О ПЬЯНОЙ МОЛОДЕЖИ!»

– А с другой стороны, вышел фильм «Выпускной». который отлично идет в прокате...

– Это в принципе проблема. Единственный жанр, который у нас сейчас работает – это комедия. Каждые две недели выходит российская комедия, иногда они выходят по две в неделю, перебиваясь иногда другими жанрами. Но зритель одними комедиями питаться не может, нельзя все время есть один сахар! Да, есть «Горько» и «Горько-2», но это, как и «Выпускной», отдельная история: черные, грустные, циничные комедии, которые продаются зрителю под видом развеселых фильмов о бухающей молодежи. Кстати, это все проекты одной и той же прекрасной студии «Луна-парк».

Я вот еще о чем хочу сказать: зрителя надо воспитывать. У нас сегодня выросло поколение, которое просто не готово смотреть русское кино. Уже много лет на центральных каналах отсутствуют детские передачи, детские сериалы (диснеевские мы не считаем): у нас нет ничего, что было бы рассчитано на двенадцатилетних. Никакой новой «Гостьи из будущего». А это – трамплины, как для зрителей, так и для актеров. Тот же Данила Козловский вырос из сериала «Простые истины» на канале «Россия»: у него была аудитория, у него были дети-зрители,которые запомнили Данилу и теперь, повзрослев, готовы идти на него в кино. Но сейчас эти сериалы не производят, и не в последнюю очередь потому, что сейчас законодательо запрещено показывать в детских передачах рекламу! И все – каналу невыгодно их показывать, и производство продукта просто отрублено. Нет зрителей. А заодно нет и артистов – ведь все Бритни Спирс и Джастины Тимберлейки когда-то начинали в детских передачах типа «Клуб Микки-Мауса». У нас есть прекрасные юные актеры, мальчик в «Левиафане» Звягинцева великолепен – но только это отдельные случаи, это никак не работает ни на индустрию, ни на зрителя.

САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ 2014-ГО В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ

1. «Трансформеры: Эпоха истребления». $ 45,5 млн.

2. «Стражи галактики». $ 37,9 млн.

3. «Малефисента». $ 37,5 млн.

4. «Вий». $ 34,2 млн.

5 «Ной» $ 34 млн.

6. «Как приручить дракона-2». $ 30,0 млн.

7. «Черепашки-ниндзя». $ 28,9 млн.

8. «Елки-3». $ 26,7 млн.

9. «Рио-2». $ 26,6 млн.

10. «47 ронинов». $ 26,2 млн.

(По данным «Бюллетеня кинопрокатчика»).

САМЫЕ УБЫТОЧНЫЕ РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ ЗА ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ 2014-ГО *

1. «Небо падших». Экранизация повести Юрия Полякова с Екатериной Вилковой в главной роли. Сборы в прокате – 2 тысячи 097 долларов при бюджете в 3 миллиона. (Картина вышла на 13 экранах, о сборах отчитался один).

2. «Золото». Экранизация романа Мамина-Сибиряка с Сергеем Безруковым. Сборы – 0,03 миллиона при бюджете в 4,5 млн.

3. «Шагал-Малевич». Драма Александра Митты о взаимоотношениях двух художников. Сборы – 0,12 млн. при бюджете в 7 млн.

4. «Форт-Росс: в поисках приключений». Авантюрная драма Юрия Мороза. Сборы – 0,25 млн. при бюджете в 6.9 млн.

5. «Восьмерка». Фильм Алексея Учителя по повести Захара Прилепина. Сборы – 0,31 млн. при бюджете в 4 млн.

6. «22 минуты». Боевик о танкере, захваченном пиратами. Сборы – 0.73 млн. при бюджете в 6,5 млн.

7. «Трудно быть богом». Картина Алексея Германа по роману братьев Стругацких. Сборы – 1,33 млн. при бюджете в 10 млн.

8. «Черная роза». Боевик с Александром Невским и Эдрианом Полом. Сборы – 0,89 млн. при бюджете в 7 млн.

9. «Газгольдер». Криминальная драма с участием рэпперов Басты и Гуфа. Сборы – 1,8 млн. при бюджете в 4 млн.

10. «Авантюристы». Приключенческая лента со Светланой Ходченковой и Константином Хабенским. Сборы – 1,52 млн. при бюджете в 3 млн.

* По соотношению сборы/бюджет. Цифры указаны в долларах США. Данные портала filmz.ru

ЕСТЬ МНЕНИЕ

У кинокритиков - солнечный удар?

Наталья БАРАБАШ

Наш колумнист - о самой громкой премьере последних дней

Вот читаю рецензии на Михалкова, где все оценки можно угадать, просто зная, из какого лагеря рецензент. Я, по крайней мере, еще ни разу не ошиблась. Почти никто не разбирает сам фильм с точки зрения искусства. Оценивают в первую очередь личность Михалкова и его политические взгляды. Некоторые прямо так и пишут: я фильма еще не видел, но уже точно знаю, что - полное г-но. Середины в оценках нет. (читайте далее)

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Опять «Окаянные дни», или Почему Бунин вновь стал актуален во время украинских событий

Мне интересно читать все о фильме Михалкова именно сейчас, когда я его не видела. Видела трейлер (и мне почему-то кажется, что некоторые статьи на основе трейлера и написаны). Зато я читала Бунина. Интересно именно сравнить. Есть моменты, о которых никто и не говорит. Ну, к примеру, "Окаянные дни" написаны раньше, чем "Солнечный удар". "Дни" - дневниковые записи по горячим событиям - 1918/1919. "Удар" - это уже эмиграция, 1925 год (читайте далее)

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также