Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество1 ноября 2014 9:42

Михалков заставил зрителей потрудиться

Благодаря произведениям Ивана Алексеевича Бунина Никита Михалков проник в тайны любви
Михаил Валентинов
Никита Михалков, как на большой фреске, со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, искренне и с покаянием показал, что народ сам творит зло или добро

Никита Михалков, как на большой фреске, со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, искренне и с покаянием показал, что народ сам творит зло или добро

Его новая картина «Солнечный удар», снятая по мотивам одноименного бунинского рассказа и «Окаянных дней», поистине метафизическое повествование об ослепляющем, пронзительном, трагическом чувстве, которое зачастую сильнее логики и здравого смысла. Это рассказ не столько о плотской любви, сколько о мучительных поисках счастья, поисках цели и смысла жизни.

В своем новом фильме главный российский режиссер обратился к важнейшим событиям русской истории 20 века. Бунинское ощущение великой трагедии он показал через бунинское же тонкое, неуловимое как дыхание чувство любви, которое, как известно, может быть как началом, так и концом жизни, эпохи, страны. Сербский режиссер, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица сравнил «Солнечный удар» Михалкова с фреской: «Я был поражен невероятным артистизмом и художественной мощью, которая видна в каждом кадре. Никита Михалков, как на большой фреске, со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, искренне и с покаянием показал, что народ сам творит зло или добро». Причем, судить, кто прав, а кто виноват, Михалков, в отличие от Бунина, не берется. Он позволяет зрителю каждому в отдельности решать этот вопрос. Иначе говоря, режиссер предлагает нам спросить с себя, приняв за мерило поступков героев (безусловно, подразумевая - и своих нынешних) собственную честь и совесть.

«Солнечный удар» Никиты Михалкова, как психоанализ, вызывает массу чувств и эмоций. Как и в психоанализе, некоторые впечатления не назовешь приятными. Однако их осмысление, что называется, работа над собой, приводит к важным, иногда судьбоносным выводам. Известный российский журналист и общественный деятель Владимир Соловьев уверен, что к новому фильму Михалкова не подходят эпитеты «хорошее» или «плохое» кино: «Это что- то из другой категории. Когда я был довольно молод, я поймал себя на том, что читая Достоевского, и продолжать читать страшно, и бросить невозможно. Ты просто понимаешь, что ты обязан. Это проходит. Это ломает тебя. Это очищает тебя. Это некий катарсис». Соловьев признает, что некоторым будет непросто смотреть «Солнечный удар» прежде всего потому, что «этот фильм требует определенного уровня культуры, знания, понимания истории либо открытости сердца. Но это фильм, на который надо идти и смотреть. Это тяжелая и необходимая работа, которая бесспорно изменит зрителя. А вот в какую сторону во многом зависит от того, с какой душой человек пойдет смотреть этот фильм».

К фильму не подходят эпитеты «хорошее» или «плохое» кино: Это что- то из другой категории. Ты просто понимаешь, что оно ломает тебя, очищает, делает лучше...

К фильму не подходят эпитеты «хорошее» или «плохое» кино: Это что- то из другой категории. Ты просто понимаешь, что оно ломает тебя, очищает, делает лучше...

С российским телеведущим согласен и Томислав Николич, президент Сербии, посмотревший фильм во время мировой премьеры в Белграде: «Сейчас надо что – то менять. Но для этого не нужно уничтожать миллионы людей. Нужно менять самих себя».

Кстати, даже многие подготовленные зрители после просмотра «Солнечного удара» отмечали удивительный феномен. Михалков, снявший фильм, безусловно, для массового зрителя, не заигрывает с аудиторией, напротив, задает неудобные вопросы, предлагает поразмышлять на тяжелые темы. Это кино не для развлечения, не для поп-корна. В тоже время – это не рефлексия автора в чистом виде. Своими впечатлениями поделился писатель-сатирик Михаил Задорнов: «Это не фильм – сюжет. Вообще искусство кино – не сюжет. Зритель должен работать, работать душой и головой. Я считаю, что «Солнечный удар» очищает. Это как в храм сходить. После этого фильма хочется стать немножко лучше». Задорнов считает, что, когда фильм вызывает такую ответную реакцию, это всегда большая удача для режиссера. «Молодежи очень советую посмотреть, - говорит Михаил Задорнов. – К сожалению, молодое зрители приучены к простому кино, когда все четко по сюжету. Я называю это заснятым сюжетом. Молодые зрители перестали чувствовать второй план, как говорили когда – то в прошлом. А ведь искусство не должно все разжевывать словами. Оно должно входить через чувства человеческие. С «Солнечным ударом» как раз такая история».

«Солнечный удар» - картина для вдумчивого, неспешного просмотра. В ней много аллюзий, сложных образов, виртуозно снятых сцен. К чувствам она обращена в не меньшей степени, чем к разуму. В фильме много сцен, которыми можно восхищаться, любоваться, поражаться, всякий раз после очередного просмотра открывать в них что-то новое. В интернете развернулась настоящая дискуссия вокруг достоинств любовной сцены из «Солнечного удара». Одни за нее критикуют картину, другие считают удачей фильма. К последним относится, например, Эмир Кустурица. Сербский режиссер считает, что «это очень рафинированная сцена, и в ней тонко раскрыты подсознательные чувства героев. Я бы сказал, что эта любовная сцена — настоящий вклад в мировой кинематограф, так как снята весьма необыкновенным образом».

Убедиться в справедливости слов Эмира Кустурицы смогут и телезрители.

Фильм покажут на канале Россия 1 (РТР) уже четвертого ноября.