Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика21 января 2015 11:35

Если завтра война, Если завтра в поход...

Наш колумнист вспоминает о незаслуженно забытом марше, который на самом деле актуален и сегодня [аудио]

Ноты этого марша - в потрепанном временем сборнике, изданном военно-оркестровой службой РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии) еще в конце 1930-х, тоже хранились в старом чемодане, о котором я однажды уже рассказывал - он был главной реликвией нашего дивизионного оркестра.

Но мы этот марш никогда не играли, и на строчки рядом с нотами тоже особого внимания не обращали...

Если завтра война - всколыхнется страна

От Кронштадта до Владивостока.

Всколыхнется страна, велика и сильна,

И врага разобьем мы жестоко!

А отцы-командиры нам (это была середина 1970-х) говорили так: «В эпоху разрядки международной напряженности такая милитаристская вещь неактуальна».

В середине 1980-х, я заметил, про «Если завтра война...» - а так, кстати, назывался и художественный фильм, который в 1938-м снял Ефим Дзиган, - вспомнили.

Василий Лебедев-Кумач. Фото: ТАСС

Василий Лебедев-Кумач. Фото: ТАСС

Но, увы, как иллюстрацию к тому, что вот, мол, Сталин и его окружение просчитались с прогнозами на Вторую мировую, что лишний раз, дескать, подтверждают и такие строки:

...И на вражьей земле мы врага разгромим

Малой кровью, могучим ударом!

И все же эта песня-марш (стихи Василия Лебедева-Кумача - на фото, авторы музыки - Даниил и Дмитрий Покрасс) мне кажется незаслуженно забытой. И произведение ведь не совсем шапкозакидательское. Вот почему я решил поделиться своими мыслями с маршалом Советского Союза, экс-министром обороны СССР Дмитрием Язовым.

- Ты прав - это хорошая песня и отличный марш, - сказал Дмитрий Тимофеевич. - Мне 90 лет, и я хорошо помню и как фильм вышел, и как полилась с экрана песня. И уж насчет «шапкозакидательства» я ну совсем не согласен - мы же разбили японцев в 1938-м на озере Хасан, а в июле и сентябре 1939-го - на реке Халхин-Гол. И в конце концов хоть и не малой кровью - немецких фашистов в 1945-м.

- А сегодня «Если завтра в поход...» актуальна? - спросил я у товарища маршала.

- Сейчас - тем более! - ответил Язов. - Вот скажи мне: а разве ж солдат мобилизуют песни о любви, которых развелось великое множество и толку от которых для нашей армии никакого?!

Я не стал спорить с маршалом, а перечитал строчки «песни предгрозья» - так ее когда-то назвал поэт Евгений Долматовский. И еще он считал Лебедева-Кумача трубачом, «который видел далеко с крепостной стены».

...И линкоры пойдут, и пехота пойдет,

И помчатся лихие тачанки.

Что ж, про тачанки сегодня можно уже и не петь. Но вот во всем остальном авторы песни, а вместе с ними и последний оставшийся в живых советский маршал, может быть, и правы?

Если завтра война, если враг нападет,

Если темная сила нагрянет -

Как один человек, весь советский народ

За свободную Родину встанет!