2016-08-24T02:23:38+03:00

«Макдоналдс» в России: 25 лет вместе - навсегда

31 января первый российский «Макдоналдс», что на Большой Бронной, осадила пресса. Большую юбилейную пресс-конференцию давал Хамзат Хасбулатов, президент «Макдоналдс» в России и Центральной Европе
Диана КИПЕЛОВА
Поделиться:
Комментарии: comments4
Хамзат Хасбулатов, президент «Макдоналдс» в России и Центральной Европе.  Фото: Диана КИПЕЛОВАХамзат Хасбулатов, президент «Макдоналдс» в России и Центральной Европе. Фото: Диана КИПЕЛОВА
Изменить размер текста:

Минувшие 25 лет были беспрецедентно успешными для самого знаменитого бренда быстрого обслуживания, и теперь всех интересует вопрос, что будет дальше? Очередь в рай

История появления «Макдоналдс» в нашей стране заслуживает того, чтобы о ней написали целый роман. И речь в нем пошла бы о русском пути бизнеса, о том, как на протяжении четверти века развивались в России знаменитые «золотые арки».

Морозной ночью 31 января 1990 года многие москвичи и гости столицы не спали, коротая часы до рассвета в очереди к невиданному доселе в России кафе. Работникам, пришедшим к открытию, пришлось продираться сквозь плотную толпу посетителей из пяти тысяч человек, и это было только начало трудного дня! Теперь уже известно, что руководители компании не рассчитывали, что в день открытия его посетит более тысячи человек. Их пришло тридцать тысяч - абсолютный мировой рекорд, не побитый до сих пор.

Фотоснимки этой очереди, растянувшейся на полкилометра и не иссякавшей до поздней ночи, могут вызывать разные чувства, но только не насмешку: мы сегодняшние, хорошо понимаем, чем был вызван такой ажиотаж, почему все эти тысячи плохо одетых, напряженных, неулыбчивых людей так рвались сюда. С детской непосредственностью эту странность объяснил мой семилетний тогда сын, впервые попавший в «Макдоналдс» в середине 90-х. Держа в одной рук Биг Мак, а в другой – большой фирменный стакан с колой, он сказал с придыханием: «Макдоналдс» – это рай». Взрослые – те же дети, да еще родом из советского времени с его аскезой в вопросах выбора и ярких впечатлений. Они живо откликнулись на предложение воплотить свои фантазии о еде-игре, которую не нужно долго ждать, о миллионе ярких коробочек и стаканчиков, которыми не нужно делиться и возвращать, отсутствии необходимости мыть за собой посуду. А ведь еще есть настоящие игрушки – в детском чемоданчике Хэппи Мил, и веселый забавный клоун Роналд Макдоналд в полосатых носках, и уют, и доброжелательные, молниеносно выполняющие твои прихоти работники за кассой, и даже чистый бесплатный туалет – верх сервиса в тогдашней России! И даже не маленькие на тот момент цены – Биг Мак стоил порядка 3,5 рублей при средней зарплате 120-150 рублей – не могли остановить советского человека на пути к мечте: в том же 1990 году в Москве открылись еще два ресторана «Макдоналдс».

Открытие "Макдоналдс" на Пушкинской - таким ресторан был четверь века назад. Фото: из архива "Макдоналдс" в России

Открытие "Макдоналдс" на Пушкинской - таким ресторан был четверь века назад. Фото: из архива "Макдоналдс" в России

Президент «Макдоналдс» в России и Центральной Европе Хамзат Хасбулатов начинал свою карьеру в компании директором первого ресторана сети: «Я присоединился к «Макдоналдс» в 1988 году – сразу после подписания договора между «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед» и Правительством Москвы, - когда еще мало кто верил, что у нас что-то получится. Наш ресторан стал удивительным явлением в стране, которая только начинала перестройку и еще не знала, куда ей идти. Сегодня мы ежедневно обслуживаем более миллиона россиян в 488 наших ресторанах по всей стране. В компании работает более 40 тысяч сотрудников».

Бизнес по-русски Однако счастьем потребителя дело не ограничилось. Появление «Макдоналдс» в России дало возможность вырасти целому поколению российских бизнесменов, которые начинали у кассы, в статусе простого менеджера смены, а стали настоящими топами, умеющими поднимать мощные проекты и преумножать многомиллионные инвестиции. Более того, рядом с «Макдоналдс» образовалась целая плеяда российских поставщиков – компаний, способных вырастить, должным образом обработать, упаковать и поставить в рестораны продукцию высочайшего качества, удовлетворяющую самым жестким критериям. Стандарты качества и пищевой безопасности действительно жесткие, но именно они позволяют фирменным блюдам «Макдоналдс» быть одинаково вкусными и безопасными - в любом ресторане компании.

Поэтому Хамзат Хасбулатов говорит, что не понимает, о чем речь, когда журналисты задают ему вопрос об импортозамещении – больной сегодня теме для многих «комбинатов питания». Сеть «Макдоналдс» обслуживается 160-ю российскими поставщиками и практически не зависит от импорта. Общий объем закупок – около 25 млрд. в год – дает работу еще 100 тысячам россиян на предприятиях партнеров. Все ингредиенты главного сэндвича «Макдоналдс» - Биг Мака – производятся в России. «Макдоналдс» всячески поддерживает своих поставщиков на пути к созданию предприятий полного цикла, на которых продукция выращивается и создается, а не перекупается. Таким образом, поставщики несут за ее качество полную ответственность. Особая программа отслеживания и идентификации продукции позволяет в любой момент в течение 4-х часов отследить всю цепочку процесса поставки – от фермы до ресторана.

Такая система разделения сфер деятельности позволяет «Макдоналдс» совершенствовать обслуживание клиентов и держать в узде цены.

Хамзат Хасбулатов: «Что касается цен – формула, которую мы вывели для себя 25 лет назад, работает до сих пор: наш индикатор – покупательская способность. Уровень наших цен всегда будет ниже уровня инфляции. Разница между ними – наш дар потребителю».

Кризис как норма жизни

Последний год заставил поволноваться поклонников «Макдоналдс»: по многим ресторанам сети прошли проверки Роспотребнадзора, некоторые оказались закрыты. Появились слухи, что под угрозой – вся сеть. Однако компания, открывшая в прошлом году 73 новых ресторана в России, подтверждает: все хорошо, в планах на ближайший год – открыть еще 50, полным ходом идет модернизация: создаются особо комфортные условия для родителей и детей, внедряются инновационные технологии на кухне, в дизайне интерьеров, в продвижении здорового образа жизни. Создаются новые системы обслуживания и производства с использованием современных IT-технологий: уже 329 ресторанов оборудованы специальными терминалами - киосками самостоятельного заказа. Российский «Макдоналдс» оказался лидером в Европе по переходу на современные сервисные платформы.

Объем инвестиций в развитие на 2015 год будет не меньше, чем в 2014-ом, и это не может не вселять надежду на то, что кризис не страшен тем, кто действительно работает.

Таким "Макдоналдс" на Пушкинской вновь встретил своих посетителей 19 ноября 2014 года - после реновации. Фото: Александр ШЕВЧЕНКО

Таким "Макдоналдс" на Пушкинской вновь встретил своих посетителей 19 ноября 2014 года - после реновации. Фото: Александр ШЕВЧЕНКО

Хамзат Хасбулатов: «За 25 лет мы сталкивались с таким количеством финансовых и экономических трудностей, что привыкли смотреть на кризисы как на возможность приобрести уникальный опыт, закалить бизнес и команду. Наши планы остаются без изменений. Знаете, год назад мы были в Сочи – кормили российских спортсменов. В наш ресторан в Олимпийской деревне заходил Владимир Путин – смотрел, как мы обслуживаем атлетов. Мы все были частью нашего олимпийского успеха и чувствовали это, гордились этим. Важно поддерживать в себе это чувство и смотреть вперед с оптимизмом».

А вы это знали?

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также