2017-09-29T03:26:22+03:00

Александр Запесоцкий: Родители, не вредите своим детям

Семь советов абитуриенту и его родителям от заместителя председателя Совета Ректоров Санкт-Петербурга
Александр ЗАПЕСОЦКИЙчлен-корреспондент РАН, ректор СПбГУП
Поделиться:
Комментарии: comments50
Ректор СПбГУП Александр Запесоцкий.Ректор СПбГУП Александр Запесоцкий.
Изменить размер текста:

Каждому из нас приходится сталкиваться с врачами, которые не умеют лечить, с юристами, которые не знают законов, с инженерами, которые проектируют неудобные дома и машины. Все это – горькие плоды высшего образования, результат ошибок и необдуманных шагов, сделанных вчерашними выпускниками школ. И это наша общая беда, потому что даже «правильные» знакомства и деньги не застрахуют нас от шанса однажды столкнуться с неучем. Но решать эту проблему можно и нужно. И первые шаги должны сделать сами абитуриенты и родители будущих студентов.

Совет первый. Родители должны отойти в сторону при выборе специальности. Это не означает: «умыть руки». Но любое давление на детей должно быть исключено. Родители, конечно, считают себя опытнее и умнее ребенка. Но абитуриента нельзя лишать ответственности за выбор профессии. Если человеку будет навязано что-то ненужное от старших, в конечном счете он перейдет на свой путь. А трещина в отношениях с родителями останется навсегда.

К тому же, родительский опыт, видение жизни не всегда могут быть полезны в ситуации, которая сложится через 10-15 лет. Жизнь меняется стремительно.

Совет второй. Абитуриент должен полагаться на свой внутренний голос, стремиться к реализации своего потенциала – того, что дано от природы и воспитания. Того, что можно назвать Судьбой. Нужно искать профессию, соответствующую способностям человека.

Одному «на роду написано» быть банкиром, другому – строителем, третьему – врачом или ветеринаром. И если природа предназначила быть ветеринаром – не надо идти в банкиры. Ты будешь лучшим на свете ветеринаром, будешь заниматься этим делом с душой, оно у тебя будет получаться, ты будешь обеспечен материально и, главное, проживешь счастливую жизнь потому, что ты на своем месте.

Но если в душе ты ветеринар, а попал в банкиры, ничего кроме проблем не получишь. Ничего не сможешь достичь в жизни.

Совет третий. Не надо бояться ошибиться, когда речь идет о выборе профессии. Абитуриент имеет право на ошибку. Но если такое случится, это должна быть его ошибка, а не ошибка родителей.

Несколько процентов людей вообще устроены так, что на протяжении всей жизни примерно раз в пять лет абсолютно все меняют: профессию, место жительства, друзей, жену, любовницу и т.д. Они так устроены. И ничего страшного не происходит. Для других естественно все основное в жизни выбирать один раз и навсегда. И это тоже нормально. Заранее никто не знает, к какому типу людей он относится.

Очень важно получить фундаментальное базовое образование: философия, литература, история, языки и так далее. На первых курсах эти предметы изучаются вообще во всех вузах. И примерно до третьего курса можно перевестись на другое направление подготовки без больших потерь: то, что проходил, будет перезачтено. В такой возможности – один из смыслов госстандартов.

При этом следует понимать, что для работы в медицине и в технической сфере нужно профильное образование. А для гуманитарной сферы часто достаточно любого, но хорошего образования.

Совет четвертый. Нельзя искать «модную» и «перспективную» специальность. Мода – вопрос массового сознания, а массы часто подвергаются внушениям, легко манипулируемы и нередко вообще бегут куда попало, куда ветер подует.

Вот в конце восьмидесятых годов прошлого века согласно социологическим опросам самой популярной специальностью у старшеклассниц была «валютная проститутка», а у юношей – «бандит». И где они теперь, те, кто тогда гнался за модой, как сложилась их судьба?

К сожалению, никто не может даже на 5-10 лет вперед сказать, какая специальность окажется самой востребованной на рынке. В конечном счете выигрывают те, кто оказывается лучшим в любом, но подходящем им деле.

Самое худшее – когда люди, заканчивая школу и не зная толком, куда им надо, идут вслед за одноклассниками. Такое поведение хуже игры в рулетку.

Совет пятый. При выборе конкретного вуза можно верить только глазам своим. Нельзя верить соседям по дому, подругам мамы, интернету, рекламе, рейтингам, вообще никому.

Государство предлагает сегодня выпускникам школ выбирать вузы по сайтам. Но так можно выбрать только хороший сайт, а не хороший вуз. Государство имеет своих «любимчиков», всячески продвигает и пропагандирует их. По какому принципу оно формирует этот круг любимых вузов – отдельный вопрос. Но титул «ведущий вуз» или нечто по смыслу подобное далеко не всегда означает реально высокое качество образования. Нередко совсем даже не означает.

А уж всевозможные «рейтинги» - и вовсе сфера трудно скрываемого шарлатанства. В мире сегодня не существует научно-обоснованной системы ранжирования вузов по совокупности параметров, объективно и однозначно связанных с качеством подготовки, трудоустройством и карьерным ростом выпускников.

В интернете же и вовсе появилась масса «чернушных» рейтингов, формируемых на платной основе.

Совет шестой. Нужно искать свой вуз. Это не совсем то же, что жениться или выйти замуж, но выбор соизмеримый в целом ряде отношений. Государство сейчас практически устранило вузы от профориентационной работы со школьниками. Тем большие усилия для правильного выбора конкретного места учебы нужно прилагать самому абитуриенту.

Если направление подготовки понятно и выбрано, то следующий этап – использование информационных ресурсов для определения группы примерно подходящих учебных заведений. Их все нужно посетить лично, даже если ради этого придется ехать с Сахалина в Москву. Конечно, для многих это – огромные, почти непосильные расходы. Но совершенно необходимые. Выбрать вуз нужно один раз в жизни, а жить потом и работать с полученным образованием – долгие годы. Правильный выбор потом окупает первоначальные вложения очень быстро.

В каждом из предварительно отобранных вузов надо очень внимательно осмотреться, оценить обстановку. Важно познакомиться с реалиями учебы, быта, досуга студентов, попробовать представить себя на их месте. Здесь очень важно личное психологическое ощущение абитуриента на уровне «комфортно-некомфортно». Хочется ли быть «одним из них» - вот что важно понять, глядя на студентов. В общем, нужно «пощупать» вуз своими руками.

Совет седьмой. Родители отвечают за все, кроме выбора специальности.

В первую очередь они отвечают за условия, в которых проявляются и развиваются способности ребенка. То есть, все-таки именно они (в широком смысле) подводят абитуриента к самостоятельному выбору профессии.

Одна из самых больших опасностей – натаскивание детей на результаты ЕГЭ. Совсем этого избежать, конечно, трудно. Но следует иметь в виду, что натаскивание – по сути нечто противоположное развитию творческих способностей. Тем более, что старшие классы – более чем важный период для становления творческой личности. И то, что потеряно в это время, наверстать потом сложно.

Лучше все же потратить усилия на развитие творческого потенциала будущего студента, даже если потом придется поступить на платное обучение. Перевод на бесплатное место случится быстро, а баллы ЕГЭ забудутся в первый день учебы в вузе.

Бесплатное обучение любой ценой – задача неправильная, потому, что ценой этой в конце концов оказывается карьерный рост выпускника вуза.

При выборе вуза следует понимать, что в первые годы обучения без родительской поддержки ребенок образование получать не сможет. Имеется в виду и материальная сторона, и внимание родителей к дисциплине, усердию детей. К примеру, на нормальное обеспечение текущих расходов по проживанию в Петербурге студенту требуется минимум 12-18 тысяч рублей в месяц, а в Москве – и того больше. На старших курсах студенты в принципе имеют возможность подрабатывать, но в начале пути это невозможно без ущерба для учебы. Кроме того, персональный контроль со стороны администрации за студентом неизмеримо меньше, чем за школьником. И здесь нельзя целиком полагаться на благоразумие ребенка.

Учить ли детей на Западе при наличии такой возможности? – Ответ на этот вопрос почти целиком зависит от того, где родители видят будущее ребенка. Если в России – то речь может идти только о кратковременном пребывании ребенка за рубежом.

Посылать ли из регионов России в Москву, Петербург? – Это зависит не только от материальных возможностей семьи. Следует оценить степень самостоятельности, ответственности, трудолюбия ребенка. Большой город – это огромные возможности культурного развития (важнейшая задача образования!), но и возможность сбиться с пути, попасть в скверную компанию и тому подобное.

Вот почему родителям очень важно вместе с детьми походить по разным вузам и оценить обстановку: обращает ли администрация внимание на студентов, поддерживает ли дисциплину, обеспечивает безопасность, порядок в общежитии и т.д.

Что толку, если телеящик трещит о замечательной истории вуза и его титулованных выпускниках, а сам вуз погряз во взятках, на занятиях нет ни преподавателей, ни студентов, туалеты завалены шприцами, в общежитии процветает пьянство, а общий лейтмотив вузовской жизни – «свобода», понимаемая как вседозволенность…

Вместо послесловия

Возможно, некоторые читатели на меня даже рассердились: получение хорошего высшего образования ребенком становится задачей, более сложной, чем обретение новой мебели, автомобиля и даже квартиры. Но не вижу смысла скрывать реальное положение дел: проблема эта становится все более сложной с каждым годом. И к ее решению надо готовиться заранее, готовиться весьма основательно.

Настоящие родители должны поддерживать своих детей до самой пенсии. И хорошо еще, если до пенсии родителей. Но что поделать, это ведь наши дети.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также