2016-08-24T02:18:07+03:00

Путешественник налегке. 72-летний велотурист из Волгодонска доехал до Смоленска

Александр Гречкин на велосипеде путешествует по местам сражений Великой Отечественной войны
Поделиться:
Комментарии: comments2
Александр Гречкин путешествует на велосипеде по местам великих сражений Великой Отечественной войны.Александр Гречкин путешествует на велосипеде по местам великих сражений Великой Отечественной войны.
Изменить размер текста:

«Жена спрашивает: «Когда ты поумнеешь?» Я ей говорю: «Мать, мне 72 года, как думаешь, когда я поумнею? Не дождешься!» – смеется Александр Гречкин, вспоминая, как месяц назад родные провожали его в очередное дальнее путешествие. Александр Степанович, велопутешественник с тридцатилетним стажем, задался целью почти за 70 суток проехать семь тысяч километров. Его маршрут – города-герои, города воинской славы и знаковые места, связанные с Великой Отечественной войной. На его двухколесном друге только два небольших рюкзака, в одном из них провиант, в другом – самое необходимое в путевой жизни: палатка, горелка, теплые вещи, фотоаппарат и записная книжка.

24 февраля он выехал из Новороссийска, а 25 марта добрался до нашего города.

Новая жизнь

Александра Степановича знают во многих уголках нашей страны, а в тематических сообществах велосипедистов в социальных сетях можно найти отдельные темы, посвященные ему и его путешествиям. Велопробегами мужчина увлекается больше тридцати лет. За это время он побывал не только в разных концах России, но и за границей (в 1999 году он доехал на велосипеде до Мюнхена). А началось все, как он говорит, от усталости и желания изменить образ жизни.

«У меня и раньше работа была разъездная – что говорить, 30 лет вахтовой жизни. Ездил в командировки на Чукотку, Таймыр, на БАМе работал, в Москве строил олимпийские объекты. А в 1981 году вернулся с севера и решил начать новую жизнь, – вспоминает Александр Степанович. – Выбросил сигареты, вино, начал заниматься, разработал для себя систему. Вот Поль Брэгг (известный американский пропагандист здорового образа жизни и питания. – Прим. авт.) для меня великий человек был. А потом на велосипед сел. До сих пор езжу».

Цель Гречкина - почти за 70 суток проехать семь тысяч километров и побывать во всех знаковых местах, связанных в Великой Отечественной войной. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Цель Гречкина - почти за 70 суток проехать семь тысяч километров и побывать во всех знаковых местах, связанных в Великой Отечественной войной. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Первым большим велопутешествием для Александра Гречкина стала поездка на Азовское море, которое они объехали вместе с приятелем. Сегодня в его копилке три десятка путешествий. В нынешнем он встретит свой 73-й день рождения.

«Три года назад я решил объехать все республики, которые у нас есть, и все автономные образования, включая Абхазию, Осетию. Видел Горный Алтай, Ханты-Мансийск, Салехард, Нарьян-Мар (туда паромом добирался, дороги нет). В прошлом году доехал до столицы Тывы Кызыла, родины нашего министра обороны Шойгу. Экзотика. Вот едешь – место там есть, называется Долина царей – слева горы, справа. Оттуда по приданию скифы начинали свои походы, набеги. В Удмуртии хотел заехать к «Бурановским бабушкам», но они были на гастролях, я их не застал. Почти все республики я проехал – остались только те, куда можно только самолетом добраться», – делится походными впечатлениями велопутешественник. В прошлом году он проехал 1700 километров по Крыму.

В память о папе

Александр Степанович родился в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году. Его отец и старшие братья были на фронте. «Всю войну прошли», – не скрывая гордости, говорит он. Именно поэтому в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне он решил отправиться в велопробег и посвятил его этой знаменательной дате, маршалу Победы Жукову и советским солдатам.

Его маршрут –7000 километров пути через города-герои, города воинской славы и места, где происходили крупные события той войны. «Хотел в Донецк и Луганск попасть, но таможня меня не пустила. Очень большой кусок Белоруссии захватил – 650 километров: Кричев, Могилев, Минск, Хатынь. Хатынь – это, конечно, трагедия. Без слез там нельзя. 336 деревень сожгли, из них 186 с людьми! А вот сейчас Украина идет по этому пути. Ничего нет страшней войны. Все остальное можно вытерпеть», – говорит путешественник.

Основные сложности в пути – это деньги, признается он. Бюджет путешествующего велосипедиста более чем скромный: только на самое необходимое, включая билеты в музеи. Ночует он в палатке, в некоторых городах ему предоставляют ночлег те, кто знает о его путешествии. Останавливаться в гостиницах Александр Степанович не хочет не только из желания сэкономить: «Иногда, особенно летом, можно и до 10, и до 11 вечера ехать, так что палатка – это очень удобно: едешь, едешь, потом на обочине где-нибудь палатку разобьешь».

Смоленская страничка в маршрутной книге Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Смоленская страничка в маршрутной книге Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

В Смоленске он пробыл недолго – выбился из графика и нужно наверстывать больше 250 километров. «Очень мало посмотрел, собор ваш видел, красивый очень, – говорит он. – Вообще, конечно, город смотрится. Окраины грязноваты, но это удел всех российских городов. Мне кажется, Смоленск нужно смотреть на машине или на велосипеде. Все эти ваши дороги – вверх-вниз, вверх-вниз».

Путевые заметки

«Я люблю Россию. Абсолютно непредсказуемая страна!» – говорит Александр Степанович. Все свои впечатления, путевые заметки, наброски он записывает в ежедневник, туда же аккуратно вклеивает визитки людей, которые его встречали, а если ему помогают устроиться на ночлег в каком-то учреждении, просит поставить печать.

«У меня таких записей полчемодана! Книга считай уже готовая. Издать, конечно, хотелось бы ее, но на это нужны деньги», – говорит он.

Фотоаппарат - обязательный спутник во всех велопутешествиях Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Фотоаппарат - обязательный спутник во всех велопутешествиях Александра Гречкина. Фото Евгений ПОКРОВСКИЙ.

Почти во всех городах, где уже побывал Александр Степанович, его встречали тепло – журналисты и местные жители. «Люди встречаются самые разные. Только скажешь, что здесь прекрасные люди, они тебе такую пакость сделают! – улыбается велосипедист. – Как сама жизнь. Черная полоса, белая».

Впереди у Александра Степановича были еще 14 городов, больше половины пути. Финишировать он планировал 7 мая в своем родном Волгодонске.

1 апреля 2015 года на 290 километре автодороги Москва — Санкт-Петербург в Тверской области Александра Гречкина сбил грузовик. Велопутешественник скончался на месте.

Редакция газеты и сайта «Комсомольская правда – Смоленск» выражает искренние соболезования родным и близким Александра Гречкина, отважного путешественника и настоящего Человека. Встреча с ним вдохновила нас и помогла понять, что границы возможого для человека отсутсвуют.

Александр Гречкин почти каждый день выходил к нам на связь в прямом эфире радио "Комсомольская правда". Был невероятно жизне- и человеколюбив, рассказывая не о тяготах и проблемах пути, сколько о хороших людях, встретившихся по дороге. Он стал уже нам как родной, "наш дед". В память о нём мы оставляем на сайте архив передач, в которых он выходил в прямой эфир радио "Комсомольская правда" по пути движения...

 
Читайте также