2016-08-24T02:16:56+03:00

Владимир Шишкин: Вместо стюардесс в самолетах должны быть тренированные парни

Инспектор переучивания летного состава рассказал “КП” , какие уроки можно вынести из истории авиакатастрофы в Альпах
Поделиться:
Комментарии: comments74
"Конечно, пассажирам приятно видеть в кабине лайнера «воздушных» стюардесс, но они не обладают физической силой, которая нужна в аварийной ситуации.""Конечно, пассажирам приятно видеть в кабине лайнера «воздушных» стюардесс, но они не обладают физической силой, которая нужна в аварийной ситуации."Фото: Елена СТЕПАНОВА
Изменить размер текста:

После авиакатострофы в Альпах, в редакцию обратился бывший инспектор-лётчик исследовательского отдела 610 ЦБП (Центр боевого применения и переучивания лётного состава военно-транспортной авиации) Владимир Шишкин. 33 года стажа лётной работы, кандидат военных наук, ветеран боевых действий, автор книг по безопасности полётов на тяжёлых самолётах.

Летчик изложил “КП” свою версию - что по его мнению послужило фундаментальной причиной этой аварии, и какие уроки нужно вынести из нее.

“ПРОБЛЕМА УСЕЧЕННЫХ ЭКИПАЖЕЙ”

В последнее время появилась тенденция к сокращению рабочих мест в пилотской кабине. Логика понятна: меньше экипаж, меньше расходов, выше рентабельность авиакомпании.

Но вот свежий пример: пилот-камикадзе Андреас Любитц направил самолёт в склон горы, и свел счёты с жизнью, прихватив с собой ещё 149 человек. Этой катастрофы могло и не быть, если бы конструкторы самолёта предусмотрели в пилотской кабине место бортового техника. Но это не единственная проблема “усеченных” экипажей.

Как показали события 11 сентября 2001 года террористы, не имея огнестрельного оружия, легко нейтрализовали «усечённые» экипажи, состоявшие из двух пилотов. У террористов были только пластмассовые ножи для разрезания бумаги. Если бы в пилотской кабине было хотя бы три человека – два пилота и бортовой техник, двое из них вступили в схватку с террористами. Из четырёх захваченных самолётов только в одном было оказано сопротивление нападающим, и этот самолёт не стал «управляемой крылатой ракетой»…

Необходимо также менять требования к бортпроводникам.

Конечно, пассажирам приятно видеть в кабине лайнера «воздушных» стюардесс, но они не обладают физической силой, которая нужна в аварийной ситуации. Если пассажир весом под 100 килограмм завис вниз головой на привязных ремнях, а такое уже случалось при переворачивании самолётов на пробеге, то бортпроводница с весом 50 килограмм, поможет ему только советами.

По моему субъективному мнению, в салоне воздушного лайнера необходимы симпатичные тренированные парни, хорошо владеющие приемами самбо и одна симпатичная бортпроводница для украшения экипажа. Дело не только в том, что иногда пассажиры, разогретые спиртным, начинают дебоширить, но и в необходимости поддержания порядка в экстремальной ситуации. А это уже не женская работа, здесь нужна сила и мужская логика.

Эти предложения не досужий вымысел пилота–теоретика, а результаты анализа обстоятельств аварийных посадок пассажирских самолётов зарубежных и отечественных авиакомпаний, в том числе и аварии самолёта Ил-76 (2000 год). Толковые авиаторы во главе с майором Камаловым предусмотрели, что посадка будет аварийной и времени на выпрыгивание из горящего самолёта будет очень мало. Оценив ситуацию, они своевременно открыли аварийные люки, установили лестницы, и успокоили темпераментных кавказцев. Один из членов резервного экипажа, имеющий титул чемпиона России по рукопашному бою, активно поддерживал порядок. В результате грамотных и чётких действий резервного экипажа никто из пассажиров тогда не пострадал.

ЗАЩИТА ОТ ОТРАВЛЕНИЯ КУРИЦЕЙ

Конечно, современный лайнер, напичканный электронной автоматикой, может пилотировать и один человек (когда всё нормально работает, и не очень умный справится), но в любой момент пилот может «выключиться». Отмечены случаи, когда теряли сознание оба.

Это происходило, например, из-за попадания крупных птиц в лобовое стекло пилотской кабины, разгерметизации кабины экипажа, грозового разряда, ослепления экипажа в ночном полёте, острого приступа стенокардии у командира корабля, пищевого отравления лётчиков, взрыва кислородного баллона, пожара и задымления пилотской кабины.

Наибольшее количество «отключений» экипажей связано с медленной (ползучей), а потому незаметной и опасной разгерметизацией кабин. Как правило, экипаж тихо и мирно засыпал, а неуправляемый самолёт переходил на снижение.

Здоровье пилота – в баллах и индексах не выражается, и довольно часто не соответствует диагнозу, записанному в медицинской книжке. В Аэрофлоте имел место случай, когда самолёт Ту-114, вырулил на линию исполнительного старта и «застопорился». После длительной паузы правый лётчик по внешней связи вежливо попросил диспетчера прислать буксировщик к самолёту. Огромный лайнер не взлетел потому, что командир корабля умер из-за острого приступа стенокардии. Случись это во время разбега или после отрыва последствия могли быть катастрофическими.

Экипаж может «выключиться» на любом этапе полёта. Об одном таком случае рассказал авиационный писатель Анатолий Маркуша (лётчик-испытатель Марк Галлай), когда лётчики отравились рыночным шашлыком. Во время полёта с включённым автопилотом они полностью потеряли работоспособность. Пассажиры ничего не заметили. Сообразительная стюардесса среди пассажиров «вычислила» пилота (одного из пассажиров провожала группа военных лётчиков) и предложила ему пройти в пилотскую кабину. Опытный лётчик благополучно приземлил лайнер в аэропорту Внуково. И, как истинный джентльмен незаметно ушёл, не прощаясь со спасённым экипажем и пассажирами.

11 КРИТИЧЕСКИХ МИНУТ ПОЛЕТА

Во время столкновения в небе над Германией Ту-154 и «Боинга», на американском «грузовике» было только два человека. И это тоже сказалось на развитии аварийной ситуации. Сейчас, когда в небе над Европой становиться всё теснее, без визуального контроля внекабинного пространства не обойтись даже при современных системах межсамолётной навигации. Поэтому ещё одна пара глаз в пилотской кабине современного лайнера никогда не будет лишней. Можно привести массу примеров, когда бортовые техники, радисты, штурманы, работали в полёте топорами, лебёдками, отвёртками устраняя неисправности в бортовых системах..

Нет сомнений в том, что во время полёта по маршруту в автоматическом режиме, нагрузка на экипаж не велика, однако абсолютное большинство аварий и катастроф приходится на взлёт, и заход на посадку (11 критических минут полёта). Но, именно на этих этапах полёта скачкообразно возрастает вероятность грубых ошибок экипажа, а также отказов техники. Следовательно, нужны резервные члены экипажа.

Экипаж из двух человек – система с минимальными резервными возможностями, предполагающая - надёжную работу авиатехники, систем управления воздушным движением, хорошо оборудованные аэропорты. И основываясь на анализе большого количества аварий и катастроф однозначно и категорично утверждаю - экипаж современного тяжёлого самолёта должен состоять, как минимум, из четырёх человек. Принцип конструктора Ильюшина – агрегат должен крепиться не менее, чем четырьмя болтами, вполне применим и к экипажу современного самолёта.

Оптимальный, на мой взгляд, вариант – командир экипажа, правый лётчик (второй пилот), бортинженер и оператор. Лётчики должны уметь выполнять обязанности инженера, а тот в свою очередь - пилотировать самолёт.

Реализация хотя бы части моих предложений, потребует затрат, но эти расходы несопоставимы с необратимыми потерями при катастрофах.

МЕЖДУ ТЕМ

Напомним, лайнер A320 разбился на юго-востоке Франции 24 марта. На его борту находилось 150 человек. Все погибли. В уничтожении самолета подозревается второй пилот Андреас Любитц. Следствие установило, что у летчика были серьезные проблемы со здоровьем, и он сознательно покончил с собой, направив машину на горы.

Разбившийся на юге Франции самолет принадлежал немецкой авиакомпании Germanwings.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В последние минуты падения пассажиры А320 на разных языках кричали: «Боже мой!»

На месте крушения лайнера нашли мобильный телефон, в котором сохранилась видеозапись авиакатастрофы

В районе крушения самолета А320 была найдена видеозапись, сделанная на мобильное устройство. Ее удалось посмотреть корреспондентам немецкого издания Bild и французского Paris Match. Само видео СМИ не опубликовали. Но журналисты пересказали увиденное и услышанное (подробности)

КСТАТИ

Девушка второго пилота А320 ждет ребенка

Девушка пилота-убийцы Airbus A320 Андреаса Любитца, которую зовут Катрин Гольбах, ждет от него ребенка. Этой радостью она поделилась со своими учениками. Она работает преподавателем в средней школе в городке Крефельд недалеко от Дюссельдорфа (подробности)

ПОДРОБНОСТИ

Хроника пикирующего авиалайнера

На фоне авиакатастрофы во Франции "Комсомолка" вспоминает все случаи, когда в трагедиях подозревали пилотов-самоубийц

За новейшую историю авиаперевозок известно достаточно много случаев, когда пилоты решали уйти из жизни вместе со своими самолетами. И прихватить экипаж с пассажирами...(подробности)

В ТЕМУ

Пилот-убийца специально уничтожил самолет, потому что был в депрессии

Худшие опасения об умышленной авиакатастрофе в Альпах подтвердились: в четверг прокурор Марселя Брис Робен подтвердил сенсацию американского издания The New York Times о том, что второй пилот намеренно заблокировал кабину и не пускал колотившего в дверь командира воздушного судна до трагического финала.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также