2015-04-17T08:10:01+03:00

Руководитель общественной организации помощи аутистам о связанном скотчем мальчике: Такие методы использовались в 60-х годах прошлого века

О методах работы саратовского коррекционного центра и проблемах обучения детей-аутистов «Комсомолка» поговорила с Натальей Коваценко
Поделиться:
Комментарии: comments46
Изменить размер текста:

Фотография мальчика, привязанного к стулу и с заклеенным скотчем ртом, вчера появилась в социальных сетях. На снимке - мальчик-аутист, который посещает саратовский коррекционный центр «Золотой ключик».

Его директор объяснила: это не наказание, а методика работы. Мама мальчика рассказала КП, что знала об этом и сама присутствовала на занятии. Но многим такое объяснение показалось странным, проверку начал следственный комитет. Мы попросили прокомментировать этот случай Наталью Коваценко, руководителя общественной организации родителей детей-аутистов и детей с РАС "Ключик Надежды", и рассказать в целом о методах работы с ребятами-аутистами и проблемах, которые есть в этой сфере.

"Подобные методы в работе с детьми-аутистами давно не используются"

- Оксана Николаевна (Юдина, директор центра — прим. Ред.) права отчасти. Такие методы действительно использовались. В 60-х годах прошлого века. - говорит Наталья Коваценко. - В данный момент подобные методики ни в одной стране мира не используются. Золотым стандартом коррекции аутизма является АВА-терапия. Она не использует наказаний, каких-либо удерживаний и прочих негативных воздерживаний. Она построена на поощрениях: начиная с угощений и заканчивая социальными поощрениями — похвала, пожатие руки...

Что касается этого конкретного случая - научить ребенка спокойно сидеть. Есть методики и в АВА-терапии, которые позволяют это сделать. Но это делается медленно, поэтапно и только на позитиве, на поощрениях.

«Любое насильственное удерживание не помогает ребенку»

- В принципе, любое насильственное удерживание не помогает ребенку. Хотя в прошлом веке существовали такие методики и до сих пор некоторые наши психиатры их рекомендуют. И нельзя сказать однозначно, что эти методики наносят вред. Но если есть вариант — а он есть, это АВА-терапия — не использовать их, нужно их не использовать. Наша беда в том, что родители, врачи, педагоги — школ, государственных коррекционных учреждений, частных центров не хотят учиться новому, что есть на данный момент в мире. Проще не знать, не учится. Проще не идти медленным путем, постепенно поощряя ребенка, а научить его сидеть, привязав к стулу. Но где гарантия, что он потом не бросит этот стул в вас?

«До определенного момента понятия аутизма у нас просто не существовало»

- Россия, к сожалению, очень отстала в коррекции аутизма. До определенного момента понятия аутизма у нас просто не существовало. По достижении 18 лет до сих пор этим детям меняют диагноз на шизофрению. Этих детей по-прежнему не замечают, для них не создаются образовательные условия, не создаются специальные центры, не обучаются централизованно педагоги... В Саратове АВА-специалист на весь город всего один.

Занятие с детьми в "Золотом ключике" Фото: "Золотой ключик"

Занятие с детьми в "Золотом ключике" Фото: "Золотой ключик"

«Золотой ключик» в Саратове - в принципе молодцы. Хотя бы потому, что занимаются аутистами»

- «Золотой ключик» в Саратове - это одна из немногих организаций, которые вообще помогают детям-аутистам. Они в принципе молодцы. Хотя бы потому, что занимаются аутистами. Да, у них нет АВА, золотого стандарта, но они пытаются помочь.

Похожих центров в Саратове всего два. Второй центр — они более осторожные, чем Оксана Николаевна. У них родитель не сможет случайно зайти в другой кабинет. Но методы удерживания они также используют. Я знаю родителей, которые уходили оттуда, но знаю и родителей, которые были довольны результатами. Их детям в центрах реально помогали.

«Этому мальчику помогли в «Золотом ключике»

- Мама этого мальчика, Тая, она вообще-то довольна. Я знаю хорошо этого ребенка, знаю, каким он к ним пришел — ребенок был не говорящий, не коммуникативный... И то, что есть сейчас это две большие разницы. Мама довольна, ее это устраивает. А из этого важно исходить. Те, кого это не устраивает, просто разворачиваются и уходят. Женщина, которая это засняла, просто не в курсе всего пласта проблем, которые есть. У нее ребенок не аутист, он ходит в центр по другим причинам. И она не профессионально, не зная темы, засняла это и выложила в интернет.

«Первый педагог для ребенка — это родитель»

- Я всегда на встречах с родителями говорю одно: первый педагог для вашего ребенка — это вы, первый человек, который отвечает за безопасность ребенка — это вы. Есть интернет, есть там сообщества родителей, есть педагоги, есть мы, фонд «Океан» — мы всегда готовы дать совет, проводим образовательные программы, привозим в Саратов специалистов. Но родитель должен понимать, что на данный момент лучше для ребенка.

Занятие с детьми в "Золотом ключике" Фото: "Золотой ключик"

Занятие с детьми в "Золотом ключике" Фото: "Золотой ключик"

«Нужно, чтобы государство начало видеть этих детей»

- Да, у «Золотого ключика» нет лицензиии. У многих частных образовательных центров, учреждений, которые не ждут финансовой помощи от государства, нет лицензии. Это специфика этой сферы деятельности. Для того, чтобы не плодились коммерческие центры, где применяют непонятные методики, нужно, чтобы государство начало видеть этих детей. Министерству образования пора начать работать в этом направлении, пора понять, что обычный школьный учитель не может знать, как работать с такими детьми. Здесь нужен специальный тьютор, который знает индивидуальный подход к каждому ребенку с аутизмом. Нужно разрабатывать программы, стандарты — причем ориентироваться они должны на последние мировые наработки, а не на стандарты полувековой давности.

«Нет государственного стандарта, как обучать детей с аутизмом»

- Сейчас никаких государственных стандартов обучения, коррекции детей с аутизмом нет. Есть федеральный государственный образовательный стандарт школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Он разработан для начальной школы и вступит в силу с сентября 2016 года. Сейчас в нескольких регионах проходит его апробация. Но он затронет тех детей, кто в принципе пошел в школу. А ведь многих из них «выталкивают» на домашнее обучение, которое по сути — обучением не является.

А сейчас — так как нет стандарта, как их обучать, соответственно и контроля государственного тоже нет. Есть стандарты по лечению аутизма. Но как мама, как человек, который общается с самыми передовыми специалистами в России по теме аутизма, могу сказать — нет способов лечения аутизма, есть способы коррекции. Это не ОРВИ, которое можно вылечить таблеткой. Можно на какой-то период можно помочь ребенку. Причина аутизма не выявлена. Сейчас специалисты приходят к выводу, что это сумма определенных нарушений в организме. Здесь необходимо не лечение, а тонкая, ежедневная кропотливая работа педагогов с родителями и детьми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Павел Астахов: «Скандал может быть и дутым, но проверить надо обязательно»

Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов прокомментировал фотографию, вызвавшую шквал обсуждения в соцсетях. Детский омбудсмен призвал разобраться в ситуации, прежде чем делать выводы.

- Скандал со «связанным ребенком» может быть и дутым. Но проверка проводится обязательно! - написал Павел Астахов в своем микроблоге. (читайте далее)

«В России любой может сказать: «Я занимаюсь аутизмом»

Скандал с саратовским коррекционным центром «Золотой ключик» набирает обороты. Напомним, в Сети появились фотографии ребенка-аутиста, привязанного оранжевым скотчем к стулу, после чего на центр обрушился шквал обвинений в садизме. Специалисты «Золотого ключика» объяснили, что фиксация скотчем - это часть методики, а мать мальчика заявила, что занятия проходили с ее согласия. Тем не менее Следственный комитет затеял проверку «Золотого ключика» (подробности)

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также