Москва

Вся наша жизнь - игра абсурда

В Москве открылась выставка в рамках проекта «Даниил Хармс. Музей в кубе»
В Москве открылась выставка в рамках проекта «Даниил Хармс. Музей в кубе»

В Москве открылась выставка в рамках проекта «Даниил Хармс. Музей в кубе»

Фото: Александр МЕШКОВ

В Москве открылась первая выставка АБСУРДА, в рамках проекта «Даниил Хармс. Музей в кубе» (объекты, инсталляции, графика, книга художника, медиа арт), посвящённого Году литературы и 110-летию со дня рождения Даниила Хармса. И на ее открытии побывал лично наш абсурдный корреспондент Александр Мешков.

Нет такой абсурдной фамилии – Хармс. Дании́л Ювачёв ее себе сам придумал, чтобы было немного абсурдно. Как и все абсурдное, что он написал. У него даже друга в рассказе «Старуха» зовут Сакердоном Михалычем. А много у нас Сакердонов? Михалычей много, а Сакердон – один! А написал Даниил Хармс ужас, как мало. «Меня, — писал Хармс, — интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех».

Вот такой он был человек. Именно ему принадлежат незабываемые, великие строчки:

Шел по улице отряд

сорок мальчиков подряд:

раз, два,

три, четыре,

и четырежды

четыре,

и четыре

на четыре,

и ещё потом четыре.

К сожалению, наше поколение, было лишено радости читать стихи Хармса своим любимым девочкам после отбоя. Я лично читал перед отбоем девочкам стихи Есенина.

Ветер веет с юга

И луна взошла,

Что же ты, ...,

Ночью не пришла?

Открытие ПЕРВОЙ выставки абсурда в Москве – само по себе – АБСУРД

Открытие ПЕРВОЙ выставки абсурда в Москве – само по себе – АБСУРД

Фото: Александр МЕШКОВ

Хармс был запрещен в СССР. Я узнал о нем и о творчестве ОБЕРИУ будучи студентом университета. И девочки ложились спать голодные, без стихов. Но шли годы. Правительство умнело. И вот сейчас разрешило мальчикам читать стихи Хармса девочкам на ночь. И даже выставку разрешило организовать.

Открытие ПЕРВОЙ выставки абсурда в Москве – само по себе – АБСУРД. Ведь таких выставок в Москве должно быть, по крайней мере, семь, или, на худой конец, восемь. Выражение: «На худой конец» – это тоже – Абсурд! Ну, посмотрите: какой конец ХУДОЙ? Вы видели худой конец? А толстый конец – это что за сложная метафора? Какая может быть выставка, на худом конце?

В первом зале стоит обычное, на первый взгляд, кресло. В нем сидит, распластавшись по спинке, та самая, необычная, абсурдная, старуха, из рассказа Даниила Хармса «Старуха». Вся такая красная, абсурдная и безответственная. Ничего не отвечает. Да ее и не спрашивают.

Credo quia absurdum — латинское выражение, означающее «Верую, ибо абсурдно.» Я любил его цитировать, перед девочками, чтобы понравиться, когда нечего сказать. Допустим, я говорю: «Позвольте с вами познакомиться!» а девочка молчит. И тогда я говорю: Credo quia absurdum ! Тогда девочка от неожиданности говорит: Наташа! И все! Она моя! А я – Её! Это абсурдное выражение происходит из абсурдного сочинения Тертуллиана De Carne Christi ("О плоти Христа"), защищающего христианство от нападок бестактных и абсурдных докетистов. И ничего страшного, что дословно такой цитаты у Тертуллиана нет. Он немного расширил понятие «абсурдно». Замучиешься его осваивать. Я читал его на латыни. Что само по себе абсурдно, как и латынь. И замучился от латыни. Там много слов, но понять ничего невозможно, как у всех людей, которые пытаются земными словами описать Идею Бога.

А если разобраться, то в нашей жизни все абсурдно: даже СЕКС и ЛЮБОВЬ! Говорят: «Любовь Зла – полюбишь и козла»! Разве это утверждение не абсурд? А ведь кто-то любит козла! Да! И не могут в этом себе признаться! Да и козлы не всегда могут себе признаться, что они – козлы! А ведь это народная мудрость, возросшая из векового опыта мирового абсурда. Значит: и народная мысль – абсурд. Я видел людей, возлюбивших козлов, и сам однажды был женат на молодой самочке козла. И абсурдом было бы даже, если бы я женился на старой самочке, старого козла. И повезло мне, что я до сих пор еще не полюбил лично самого козла, и это оттого, что я чту народную мудрость и, едва, завидев проходящего мимо козла, перебегаю на другую сторону тропы, чтобы не полюбить его ненароком, вопреки законам логики.

Встречаю в зале очаровательную девушку по имени Лиза Штормит. Ну это вам не абсурд? Штормит! Лизу Штормит! Даже Хармс не додумался до такого! Даниил Штормит! Прикинь, мой читатель, что меня стало штормить при виде Лизы Штормит. Лиза – куратор этой штормовой абсурдной выставки.

- Лиза Штромит! – обратился я к ней официально, тщательно выговаривая фамилию, очень она мне понравилась: и Лиза, и Фамилия ее (впервые такую фамилию произносил, обращаясь к ее носителю). - Скажите меня Штромит, Лиза, а почему в нашу эпоху поголовной коррупции, практицизма, тотального алкоголизма, и конкретности, вы вдруг решили устроить выставку абсурда?

- На самом деле, наш век это век не коррупции, а Абсурда. Век абсурда есть, а выставки нет. Это – непорядок!

- Так позвольте: коррупция – не абсурд?

- Это – реальность.

Ну и стал я рассматривать этот Проект, как проекцию абсурда, в основе которого заложена концепция интерактивного музея-трансформера нового формата с использованием оригинальных дизайнерских решений и новейших технологий, познавательного музея-развлечения. Особого абсурда я там не увидел, кроме того, что мне предложили выпить, а конкретней, бухнуть прекрасного коктейля абсурдного красного цвета.

За счет оптических иллюзий, текстов, цвета, трюков и театральных приемов показан мир абсурда и иллюзий, где всё смешно и страшно – мир, в котором жил Даниил Хармс: меня заштормило. Музей состоит из трех частей: Литературно-зеркальный музей Даниила Хармса (в виде лабиринта оптических иллюзий, наполненного загадками, сюрпризами, иллюзиями, звуковыми и визуальными эффектами), картины, скульптуры, инсталляции. Музей-квартира Даниила Хармса (фантазия на тему классической коммунальной квартиры 30-х гг. ХХ века, в которой мог бы жить Хармс, Мешков и ты, пытливый читатель, или герой его произведений) Музей неПушкина (собрание необычных предметов). В этой выставке «Азбука абсурда» приняли участие более 20 художников, творчество которых напрямую или косвенно связано с творчеством Хармса и эстетикой абсурда. Множество странных объектов погружают зрителя в мир парадокса, где фарс соседствует с клоунадой, а поэтическая заумь доступна каждому: Виктор Гоппе, Михаил Карасик, Григорий Кацнельсон, Юрий Штапаков, Сергей Якунин и др. Странно: почему там не были представлены картины Александра Мешкова? Организаторы объяснили это тем абсурдным аргументом, что не знали такового. Но мною была проведена подготовительная работа по организации такой выставки.

Даты проведения выставки абсурда (без моих пока работ): 30 апреля - 24 мая 2015 г.

В культурной программе проекта: концерты, спектакли, чтения, песни, стихи, мастер-классы, медиа инсталляции.

Как доехать? – спросите вы. Отвечу. Совершенно бесплатно отвечу, ибо абсурдно. Поездом и самолетом до города Москва, потом на метро, до станции Каширская, а там рукой подать (что за бессмысленное, абсурдное выражение? Ведь подать можно только поднос с вином!) ул.Ак.Миллионщикова, д.35, корп.5, ст.м. Каширская. (Что за фамилия абсурдная Миллионщиков? Это все равно, что Абрамович!)

Часы работы: вторник-воскресенье 11.00-20.00, выходной: понедельник

Билет: 50 руб., льготный - 20 руб.

Для тех, у кого нет лишних денег (что за абсурдное выражение? Нет такого понятия – лишние деньги! Такое выражение возмутит даже Абромовича!) День бесплатного посещения: третье воскресенье каждого месяца

Телефон для справок: 8 (499) 612 11 61

E-mail: nakashirke@mail.ru

Сайт: www.nakashirke.narod.ru

P.S. Некоторые люди, художники, писатели, поэты, наивно полагают: вот взял кусок дерьма, или зарифмовал слова ПАЖЩ – ХЛУЩБ, выставил его на всеобщее обозрение, и это уже абсурд. Хочу их разочаровать. Кусок дерьма и ПАЖЩ – ХЛУЩБ - это пока еще не абсурд. Это реальность! Кто-то скажет, что наша жизнь – абсурд. И я тоже не соглашусь. Кто-то скажет - что мое мнение – абсурд? Смешно. А выставка – это реальность!