Премия Рунета-2020
Псков
+2°
Boom metrics
Победа1 мая 2015 7:41

Имена неизвестных героев

- Алло, здравствуйте, мы нашли могилу вашего брата, - раздается звонок из Острова в квартире одного из далеких северных городов России.И по щекам человека, который взял трубку, текут слезы, но не горя, а радости.

В краеведческом музее Острова есть стенд с фотографиями бойцов, которых нашли поисковики уже в наши дни. А сколько их ещё, безымянных, осталось лежать в лесах?

- В основном, когда мы находим родню и звоним им, это бывает очень… трогательно, - подбирает правильное слово Петр Гринчук.

Наш собеседник – суровый мужчина, глава отряда поисковиков и по совместительству директор краеведческого музея Острова.

- Вот, мы нашли Зоря Ивана Яковлевича. Это был, скорее всего, его первый бой. Он служил в 239-й стрелковой дивизии. Нашли год назад. Вышли на архив через Интернет, нашли его родню – с севера он. В семье их было два брата, старший прошел всю войну, а младший пошел на фронт в 1944-м, когда ему исполнилось 18. Погибший не успел создать семью, жены и детей не было. Старший брат уже умер, мы связались с племенниками. Они рассказали, что их отец после войны все искал могилу младшего брата и просил своих детей разыскать.

СМЕРТНИКИ

Действительно, истории погибших, рассказанные парой строк, не оставляют равнодушными. Например, поисковики нашли несколько тел, но смогли опознать только одного – Василия Ивановича Мазницкого. 5 июля 1941 года танкисты отбили Остров у немцев и почти целый день одни удерживали его. 6 июля остатки 6-го танкового полка получили приказ отступать, что они и сделали, везя на броне раненых. Прикрывать отход остались 5 танков, среди них был и экипаж Мазницкого. Они задержали немцев, кинувшихся вдогонку, но сами погибли. Все.

Сохранилось достаточно фотографий военного Острова. Немцы очень любили фотографироваться на фоне разбитой русской техники. Потери советской армии в первые дни были чудовищными. К тому же не все члены экипажей были обучены.

- Вы их не презирайте, что они неученые были тогда, - добавляет Петр Михайлович. - Первая мировая, Гражданская война – задел перед Отечественной был очень мизерный. Нас очень сильно потрепало. Не до институтов тогда им было. Этим мужикам тогда очень сильно досталось, многое легло на их плечи.

На земле Острова погибли:

Смолин Александр Дмитриевич погиб в 1944 году.

По неизвестной причине попал в 14-й штрафной батальон. Есть медали за отвагу. Известно лишь, что он лежал на лечении в госпитале в Вологде, его дом был в 20 километрах, тайком бегал к жене и двум детям. Можно предположить, что он проштрафился таким образом.

Погиб уже в штрафбате, под Островом. Его каска была пробита, а в руке была противотанковая мина и рюкзак с боеприпасами. Возможно, он ставил минные заслоны, чтобы защитить пехоту, или хотел кинуться под танк.

Чернятьев Максим Тимофеевич, погиб 22 июня 1944 года

Он служил на Дальнем Востоке в пограничных войсках, просился на фронт. Неизвестно, за что его отправили в штрафную роту - 302-ю отдельную армейскую. Погиб в 12 км от Острова, деревня Боровицы.

Ранее он был захоронен (табличка с его именем) в 30 км от места гибели, зато родственникам было куда приехать. Сейчас его прах покоится в братской могиле.

Сапожников Семен Яковлевич (Самуил Янгеливич) погиб в 1944 году.

Призвался на срочную службу. Когда началась война, его семья переехала с Украины в Ненецкую автономную область. На фронт попал в начале 1942 года. Он был в артиллерийском расчёте.

Ст. л-т. Муртазин Кабер Мухамеджанович, погиб 23-24 июня 1944 года.

Служил в 239 стрелковой дивизии. До этого боя он прошел финскую войну и Великую Отечественную, не имея ни одного ранения. Кадровый офицер.

Солдаты прорывали оборону фашистов, углубились далеко на территорию врага, но столкнулись с превосходящими силами противника. В течение часа тридцать человек были буквально закатаны в дорогу немецкими «Тиграми».