Общество5 мая 2015 10:45

Всё до последней рубашки за боевой самолет

В годы войны красноярцы построили на свои деньги целую эскадрилью
Фото: Степан Малобицкий (предоставлено Красноярским краеведческим музеем)

Фото: Степан Малобицкий (предоставлено Красноярским краеведческим музеем)

«Всё для фронта! Всё для Победы!» - для красноярцев это значило не только работать день и ночь, перевыполняя планы, чтобы обеспечить армию всем необходимым. В 1943 году жители Красноярского края и Хакасии продавали своё имущество, отдавали последние деньги, чтобы… купить самолёты. И летели на фронт боевые машины с гордыми именами на борту - «Красноярский комсомолец», «Красноярский рабочий», «Красноярский колхозник». Надежные, эффективные, они становились участниками не одного тяжелого воздушного боя.

Фото: Степан Малобицкий (предоставлено Красноярским краеведческим музеем)

Фото: Степан Малобицкий (предоставлено Красноярским краеведческим музеем)

Не ради славы и награды

Красноярцы были не первыми, кто за свой счёт приобретал технику для фронта: во многих регионах на деньги трудящихся строились танки, пушки, самолёты. Но именно наши земляки купили целую эскадрилью – 10 самолётов. Было это весной 1943 года, сдавали деньги простые рабочие, колхозники, комсомольцы – в их честь и называли боевые машины. А самую крупную сумму, 121 000 рублей - ровно столько стоил один самолёт, - внесла… девушка.

Фото: предоставлено Красноярским краеведческим музеем

Фото: предоставлено Красноярским краеведческим музеем

Из воспоминаний Крестиньи Шумковой:

«Я работала в то время в Советском РК ВЛКСМ (ныне Березовский район). Секретарь райкома комсомола Ксения Ивановна Кузнецова спросила меня:

- Газеты читаешь?

- Читаю.

- Что вычитала?

- Пишут, что многие оказывают помощь фронту. Вот Ферапонт Головатый внес большую сумму на самолёт.

- А кто бы у нас мог?

- Давайте я попробую. Зерно, картошка есть».

А еще скотина, хлеб – всё это Крестинья Спиридоновна вместе с родителями продала. За ведро картошки в 1943 году на базаре платили 300 рублей, столько же стоила буханка хлеба. Семья Шумковых осталась без припасов, на которые можно было бы прожить в то голодное военное время.

Зато девушка собрала 120 000 рублей. На самолёт не хватало тысячи. Можно было бы бросить клич, попросить помощи у земляков, коллег… но для Крестиньи собрать всю сумму было делом принципа. Она продала свою одежду и внесла недостающую тысячу.

В награду за самоотверженный поступок Крестинья не получила ни медалей, ни орденов - только именную телеграмму от Иосифа Сталина: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Шумкова, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено». Но иного Крестинья и не желала. Всю свою жизнь она прожила скромно, в начальники не стремилась, своим поступком не хвасталась.

Крестинья Шумкова у самолёта, подаренного командиру авиаполка Николаю Соболеву Фото: предоставлено Красноярским краеведческим музеем

Крестинья Шумкова у самолёта, подаренного командиру авиаполка Николаю Соболеву Фото: предоставлено Красноярским краеведческим музеем

Зато для пилотов, получивших 6 мая 1943 года именные самолёты, она стала героем. Это были лётчики знаменитого 21-го гвардейского Краснознамённого истребительного авиаполка, до Великой Отечественной воевавшего на Халхин-Голе, освобождавшего Западную Украину и Белоруссию, участвовавшего в Финской войне. В 1943 году авиаполк как раз проходил переучивание на американскую технику в Красноярске. Не забыли девушку и после войны - фронтовики приезжали, благодарили Крестинью, поддерживали с ней связь. С командиром авиаполка - кавалером пяти боевых орденов гвардии подполковником Николаем Соболевым - Крестинья переписывалась многие годы.

Подвиги совершались на красноярских самолётах

Есть в этой истории и ещё один удивительный факт – если в других регионах люди жертвовали деньги на технику советского производства, то красноярцы купили самолёты американские, истребители Р-39 «Аэрокобра». Нельзя забывать, что в 1941-1942 годах в СССР шла эвакуация военных заводов с запада на восток. К тому же квалифицированные рабочие уходили на фронт, а у станков оставались старики, женщины и дети - чтобы научить их, требовалось время. Пока производство советских самолётов не началось полным ходом, поставленные по программе ленд-лиза по Красноярской воздушной трассе «Аэрокобры» были хорошим подспорьем. Созданные в мирных условиях и качественно собранные, американские боевые машины спасли жизнь не одному советскому солдату.

Фото: Степан Малобицкий (предоставлено Красноярским краеведческим музеем)

Фото: Степан Малобицкий (предоставлено Красноярским краеведческим музеем)

В мае 1945 в составе авиаполка остался только один самолёт из десяти подаренных нашими земляками – «Красноярский колхозник» с номером 29274. Остальные были потеряны в воздушных боях или списаны по выработке ресурса.В истории Великой Отечественной 21-й гвардейский истребительный авиаполк оставил заметный след. Лётчики, в том числе и на красноярских самолётах, прикрывали наземные войска в Полтаве и Миргороде, уничтожали Корсунь-Шевченковскую группировку противника, участвовали в Уманской и Ясской операциях, воевали на Сандомирском плацдарме, в Польше и Германии. В воздушных боях с октября 1943-го до победного мая 1945-го пилоты авиаполка на «Аэрокобрах» сбили 199 самолётов врага, потеряв 19 своих. Вот такая получилась арифметика в нашу пользу – один к десяти!

Благодарим за предоставленный материал Вячеслава Филиппова и Красноярский музей фотографии.

ВАЖНО!

В память о красноярской эскадрилье выпустят коллекционные почтовые конверты

Дань подвигу красноярцев отдаст Музей фотографии, который выпускает к юбилею Великой Победы «Конверт первого дня».

- Такая форма выбрана не случайно, ведь ими интересуются коллекционеры, которые, как известно, люди увлеченные и готовые делиться информацией: участвовать в выставках, обмениваться с коллегами, - говорит директор Красноярского музея фотографии Павел Михайлов. – А это значит, что о красноярской эскадрилье узнают все, и подвиг красноярцев не будет забыт.

На конвертах размещены уникальные фотографии: Крестиньи Шумковой и Николая Соболева, а также самолётов «Красноярский комсомолец», «Красноярский колхозник» и «Красноярский рабочий». Все снимки сопровождаются краткой историей эскадрильи. Всего будет издано четыре конверта общим тиражом 100 экземпляров. К 9 мая выйдет юбилейный штемпель Почты России – «70 лет Победы». А 10 мая в 11.00 в филателистическом салоне Красноярска состоится торжественное гашение конвертов.