Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-9°
Boom metrics
В мире12 мая 2015 19:00

Запад в тревоге и ревности: Россия сближается с Востоком

Европа и США излечиваются от своей слепоты в отношении Москвы и Пекина
В ходе нынешнего майского визита Си Цзиньпина в Москву заключены целые серии важных договоров.

В ходе нынешнего майского визита Си Цзиньпина в Москву заключены целые серии важных договоров.

Фото: REUTERS

Нынешнее изумление Европы и США якобы поворотом России в сторону Индии и Китая не может вызвать ничего, кроме удивления. Брюссель и Вашингтон пытаются представить дело так, будто заключенные в последние годы, а особенно в ходе нынешнего майского визита Си Цзиньпина в Москву целые серии важных договоров есть не что иное, как импровизации российского и китайского лидеров, которые еще большой вопрос, будут реализованы или нет. На самом деле ничего нового, а тем более неожиданного в отношениях Китая и России не произошло.

Помнится, во времена позднего Бориса Ельцина возникла идея новой оси Москва - Дели - Пекин как основы для противостояния США в выстроенном американцами однополярном мире. Но идея возникла и сразу была отвергнута как несвоевременная. Похоже, сейчас она реанимируется. Без лишних криков и громких заявлений.

Это может стать нашим ответом сразу всем «цветным» революциям, имеющим американские корни. И смешно думать, что мощнейшие аналитические службы и спецслужбы Запада не видели этого. Или они не заметили, как Россия и Китай сначала решили все свои пограничные споры, а затем создали в 2001 году Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)? Или не видели строительства ответвления в Китай нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан? Не обратили внимания на то, что первый свой визит после вступления в должность глава Китая Си Цзиньпин совершил именно в Москву, а не в Вашингтон или Брюссель? Если не видели, то это поразительная слепота!

Да, идею этой «оси добра» действительно предложил еще в 1998-м тогдашний премьер России Евгений Примаков, чтобы предотвратить югославский сценарий, который США и НАТО начали готовить уже в отношении России. А подспудно, под копирку, и в отношении Китая. Но конструировать эту «ось» начал Владимир Путин. И делал это последовательно и упорно. Тем более что со стороны Пекина наблюдалось такое же встречное движение. Китай при всем том, что стал де-факто первой экономикой мира и крупнейшим кредитором США, не в состоянии в ближайшие годы в одиночку противостоять Вашингтону. Как, не будем скрывать, и Москва, и Дели. Вместе же они - сила, бросить которой серьезный вызов никто в мире не рискнет. При этом у каждой из трех стран есть свой интерес в подобном союзе. Экономический, военный, статусный и еще какой угодно.

Вместе с тем вряд ли стоит оценивать нынешнее удивление Запада по поводу «восточного разворота» России как только лишь лицемерие. Они на самом деле удивлены, раздражены и начинают ревновать, потому что уже 25 лет представляли себя единственным идеалом, к которому должна стремиться Россия, и до начала 2000-х вполне в этом преуспевали. Поскольку российская власть реализовывала сценарий, Западом написанный. И теперь в Брюсселе и Вашингтоне действительно не понимают, почему в России провалилось то, что удалось им на Украине.

А что Западу остается еще усвоить, так это то, что пропускной мощности новых трубопроводов из России в Китай вполне хватит, чтобы перенаправить углеводороды с западных маршрутов на Восток. Благо они ориентированы на одни месторождения.

ВОПРОС ДНЯ

Что нам может дать поворот на Восток?

Михаил СТАРШИНОВ, депутат Госдумы:

- Безусловно, это новая страница в российско-китайских отношениях, которая расширит наши возможности для экономического развития, военного сотрудничества, решения глобальных геополитических проблем. Но я не рассматриваю внешнюю политику России как периодические развороты в ту или иную сторону. Мы слишком большое и влиятельное государство, чтобы так себя вести. Мы всегда выступали за максимально комфортное сотрудничество со всеми и в первую очередь с соседями. Сегодня оно не комфортное, но не по нашей вине...

Алексей МУХИН, директор Центра политической информации:

- Это больше политическое, нежели экономическое действие, поэтому изменения состояния экономики ждать не стоит. Мы в этой ситуации предупреждаем Запад о том, что об изоляции России им говорить еще рано, мы можем повернуться в другую сторону, а для них это уже нежелательно.

Эдуард ЛИМОНОВ, писатель:

- На Западе ловить нечего. Давным-давно надо было повернуться на Восток. У Китая огромная экономическая и вооруженная сила, большой человеческий потенциал. Решение разумное, но я бы до конца им все-таки не доверял, Восток - дело тонкое.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

- Поможет отвыкнуть от вредного низкопоклонничества перед Западом. А также сменить нашу уязвимость, переходящую в холодную войну, которую Запад развязал против нас.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа:

- С точки зрения экономики может дать многое, но вопрос в другом: умело ли этим воспользуемся или себе в ущерб. Тут главное, чтобы политика не преобладала над экономикой. Мы уходим от Европы и автоматически становимся уязвимыми гораздо больше, потому что зависим теперь от одной страны.

Никита, читатель сайта KP.RU:

- А почему вы решили, что это поворот на Восток? От Запада, как мне кажется, мы не отворачиваемся, это было бы недальновидно. Просто Европе и США пора понять, что их политической гегемонии приходит конец, мир становится многополярным. А про экономику и говорить нечего: не развивать связей с Китаем или Индией - странами с огромным количеством населения и перспективными рынками сбыта - было бы просто глупо.

КСТАТИ

Русские корни «китайского чуда»

Век назад мы строили железную дорогу в Маньчжурии, а теперь Поднебесная поможет нам проложить скоростные рельсы от Москвы до Казани

Сто с лишним лет тому назад, летом 1897 года, Россия начала строить южную ветку Транссиба, которая стала позже называться Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД). Через 6 лет, летом 1903 года, в торжественной обстановке КВЖД была запущена в эксплуатацию и дала мощнейший толчок экономическому развитию самой, наверное, отсталой провинции Китая - Маньчжурии. Россия, прокладывая КВЖД, основала и два мощнейших ныне экономических и транспортных центра КНР - Харбин и Далянь (Дальний). (подробности)