Премия Рунета-2020
Пермь
-1°
Boom metrics
Общество14 мая 2015 10:41

Родные Леньки-артиллериста: «Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла» стало и нашим девизом

Главный герой из знаменитой поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста» родом из Прикамья

- Я тогда махонькой школьницей была. Сижу, делаю уроки, нам по литературе дали задание выучить наизусть отрывок из поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста», - вспоминает жительница Оханска Светлана Филиппова. - (А я очень люблю Симонова, особенно его «Жди меня и я вернусь»). И вот я читаю поэму любимого автора громко вслух, и тут выбегает взволнованная бабушка из кухни с поварешкой в руке: «А ты знаешь, внучка, сын артиллериста - это же наш родственник!»

У школьницы от удивления глазенки выросли в два огромных голубых озера.

Бабушка выключила газ на плите - обед подождет - и рассказала нетерпеливой Светлане про их родственника Ивана Лоскутова, который стал прототипом Леньки Петрова из поэмы Симонова.

Помните, все, кто постарше, заучивали наизусть в школе?..

Был у майора Деева

Товарищ - майор Петров,

Дружили еще с гражданской,

Еще с двадцатых годов.

Вместе рубали белых

Шашками на скаку,

Вместе потом служили

В артиллерийском полку.

А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один...

Это пронзительная поэма о мальчишке-сироте, который рос без матери, и остался без отца, погибшего на войне. А Ленька пошел воевать и попал в полк, где служил закадычный друг его отца - майор Деев, который стал ему за место папы. Когда встал выбор - кого отправить в тыл к немцам, на задание, с которого мало шансов вернуться обратно, Деев, как ни тяжело далось ему это решение, отправил Леньку.

- Так вот, как отец, раз вышло

На жизнь и смерть воевать,

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать,

Раньше других я должен

Сына вперед посылать.

В школе на следующий день никто из одноклассников ей не поверил:

- Да, ладно, Светка, придумывать! Быть такого не может!

А Света не забыла - стала собирать историю семьи. И выяснила, что Иван Лоскутов - прототип Леньки Петрова – действительно приходится ей дальним родственником.

- У моего деда Кожевникова Петра Матвеевича были сестры Парасковья, Наталья, Анна и братья Иван, Александр. Одна из сестер - Парасковья Матвеевна - вышла замуж за Лоскутова Алексея Михайловича. У них родились дети Иван, Антонида, Евгений. Так вот Иван и является прототипом Леньки.

Война не пожалела деда Светы. Петр Матвеевич был командиром отделения автоматчиков, погиб в 42-м, где его могила семье неизвестно. Его жена, бабушка Светы, работала в детском доме № 2 в Оханске. Туда привозили детей из городов, охваченных войной. Многим она заменила матерей. Ее воспитанники после войны приезжали, навещали воспитательницу.

А Ленька? А Леньке повезло – он вернулся с войны.

КТО ТАКОЙ ЛЕНЬКА ВЫЯСНИЛОСЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ

Когда поэма «Сын артиллериста» вышла в печать, она сразу стала мегапопулярной.

И Симонову письма валили валом со всей необъятной страны: «Кто же Ленька? Как у него судьба сложилась?»

А Ленька был жив-здоров. Только узнали об этом не сразу. Выяснилось, кто такой сын полка, только в 60-ых годах.

Симонов вспоминал, когда ему рассказали эту историю, «то ли не с руки было спрашивать имя и фамилию ходившего в тыл к немцам лейтенанта, то ли просто забыл это спросить. Так появилось в поэме вымышленное имя Ленька, а рядом с ним фамилии Деева и Петрова, тоже вымышленные и удобно укладывающиеся в стихотворный размер».

Симонов, на самом деле, думал, что его герой погиб - настолько ожесточенные бои велись в Заполярье. И если логически размышлять, герой знаменитой поэмы, если бы после войны остался жив, неужто бы не связался с автором?

«Иван Алексеевич поэму читал, что речь в ней шла именно о его подвиге - прекрасно знал, но прототипом героя поэмы признать себя не спешил. И если бы этим не занялись другие люди, наверняка так бы не признал. Такой уж у него характер...» - писал Симонов.

КАК ПАРЕНЬ ИЗ ОХАНСКА СТАЛ СЫНОМ АРТИЛЛЕРИСТА

Симонову рассказал об этой истории майор Ефим Рыклис. В поэме он - майор Деев. История почти один в один. Разве что имена изменены.

И в поэме Симонова отец Леньки погиб, в реальности же Алексей Лоскутов, отец Ивана, воевавший на южном участке фронта, был тяжело ранен, долго лечился, после войны преподавал в артиллерийском училище, умер в 1965 году.

Его сын, симоновский «Ленька» - Иван Лоскутов, родился 2 января 1918 года в Андреевской волости в деревне Мироновка Пермской области.

Летом 1940 года окончил военное училище, после чего был направлен в 104-й артиллерийский полк на побережье Баренцева моря.

В июле 1941 года в Заполярье шли упорные бои за полуострова Средний и Рыбачий.

Рыклис, он же Деев, был вынужден послать на корректировку артиллерийского огня на одну из высот на полуострове Средний сына своего старого армейского друга Алексея Лоскутова - командира взвода топографической разведки, лейтенанта Ивана Лоскутова.

Еще одно различие. В поэме Ленька идет в разведку один. Вообще в топографическом взводе лейтенанта Лоскутова оказалось много пермяков. В реальности вместе с Лоскутовым пошли еще два артиллерийских разведчика, оба, кстати, из Пермской области - учитель, отец двоих детей Григорий Мехоношин и студент пермского учительского института Георгий Макаров.

Они взобрались на высоту и оттуда по рации несколько суток корректировали огонь артиллерии. Немцы, в конце концов, вычислили их, и пошли в атаку. Лоскутов вызвал огонь на себя.

«Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня, - вспоминал после Иван Лоскутов. - Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и я принял решение возвратиться в полк. Но уйти удалось только на следующий день, когда спустился туман, ибо малейшее движение на высоте вызывало огонь немецких пулеметов. Вернулись в полк, где уже нас считали погибшими, и доложили о выполнении задания».

А осенью, через несколько месяцев, на Рыбачий приехал корреспондент Константин Симонов и практически за сутки написал поэму «Сын артиллериста».

«Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!».

Эти строчки из симоновской поэмы стали девизом жизни для многих.

За бой на высоте Ивана Лоскутова наградили медалью «За отвагу».

СИМОНОВ СДЕЛАЛ ИХ ПОДВИГ БЕССМЕРТНЫМ

Всю войну Иван Лоскутов отслужил в своем полку, за оборону Заполярья награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды и девятью медалями.

В 1945-м его полк передислоцировали на Дальний Восток, он участвовал в войне с Японией.

После войны Иван Алексеевич служил на Тихоокеанском флоте в береговой артиллерии, закончил карьеру в 1978 году в звании полковника. Жил в Приморье.

Лоскутов приезжал на маленькую родину. Встречался с пионерами и земляками в родной школе.

8 ноября 1994 года Ивана Алексеевича Лоскутова не стало. Похоронен ветеран во Владивостоке.

Григорий Фокеевич Мехоношин окончил войну вместе с Лоскутовым на Дальнем Востоке, а потом всю жизнь проработал учителем географии в селе Сепыч Верещагинского района.

- Мы, дети, слушали его с открытыми ртами. Он был учитель от бога, - рассказывает Мария Петровых, директор Сепычского музея. - Много рассказывал о войне. Умер в восьмидесятых, похоронена рядом с ним и его жена Клавдия, которая тоже была учителем. У них было шестеро детей, один из них - мой одноклассник, сейчас уже тоже никого нет в живых.

А Георгий Ксенофонтович Макаров трудился юристом в Тамбове, умер в 2005 году.

Нет в живых и Ефима Рыклиса (майора Деева), подполковник в запасе умер в 1970 году.

- А память остается. И во многом - благодаря журналисту и писателю Константину Симонову. Он сделал подвиг моего родственника бессмертным, - говорит Светлана Филиппова. - Симоновские строки «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» стали девизом и моей жизни.