2016-08-24T02:12:40+03:00

Гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: Почему я приехал на мотоцикле? Хотелось промчаться с легкими мыслями и с ветерком

Автономная некоммерческая организация, которую три с половиной года назад создал Владимир Путин, переключилась на четвертую скорость [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments7
Гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин (слева) и корреспондент "КП" Александр ГамовГендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин (слева) и корреспондент "КП" Александр ГамовФото: Елена ВАХРУШЕВА
Изменить размер текста:

...В четверг, 14 мая, к главной пристани Костромы пришвартовался "Форсайт-флот". На вид - это три комфортабельных круизных речных корабля с путешественниками. А на самом деле - три команды в основном молодых менеджеров, экспертов, чиновников - всего около 700 человек - одержимых идеей переустройства, причем - обязательно качественного - нашей экономики.

Они отправились в плавание из Москвы в минувший вторник, 12 мая. И все эти дни на экономических палубах прошли в жарких спорах и дискуссиях. В которых чаще всего фигурирует аббревиатура НТИ.

Теплоходы с участниками "Форсайд-флота" причалили к Костромской пристани Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Теплоходы с участниками "Форсайд-флота" причалили к Костромской пристаниФото: Елена ВАХРУШЕВА

В давние советские времена эти три буквы расшифровывали так: научно-техническая информация. Теперь НТИ - это национальная технологическая инициатива - одно из новых направлений работы АСИ. Так сокращенно называют Агентство стратегических инициатив - автономную некоммерческую организацию, которая была создана в 2011-м Владимиром Путиным, в то время - премьером. Кстати, за это время она превратилась в известную, особенно в деловых кругах, - как отечественных, так и зарубежных - структуру.

НТИ-2015 - это еще одна попытка переосмысления того, что такое сегодня экономика России. И - жгучее стремление как можно быстрее сформировать ее новый облик. По крайней мере, на эту мысль наталкивают тезисы, которые озвучены в эти дни.

Судите сами:

- Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но не пригодные в российских условиях.

- Теперь в России накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет. В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки в 1970-1980 годах.

- Нет оснований полагать, что во втором десятилетии ХХI века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную.

- Для того, чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

Финальным заданием стало изготовление первых каменных орудий труда человека Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Финальным заданием стало изготовление первых каменных орудий труда человекаФото: Елена ВАХРУШЕВА

НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты.

- Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится...

Среди спикеров "Форсайт-флота" заметно выделялись гендиректор "РВК" Игорь Агамирзян, гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин, председатель Законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый...

... А гендиректор АСИ Андрей Никитин примчался из Москвы в Кострому... на мотоцикле ВМW. Это почти за 400 километров!

Разумеется, прессу, которая добиралась на автобусе, он опередил. Но никитинский мотоцикл я на пристани застал. И даже помог водителю главы АСИ Дмитрию вытолкать двухколесную машину на стоянку...

Александр Гамов (слева) помог вытолкать на стоянку мотоцикл, на котором приехал гендиректор Агенства стратегических инициатив Андрей Никитин Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Александр Гамов (слева) помог вытолкать на стоянку мотоцикл, на котором приехал гендиректор Агенства стратегических инициатив Андрей НикитинФото: Елена ВАХРУШЕВА

- Почему вы на мотоцикле сюда приехали? - спросил я у Никитина, когда встретил его в лагере "Форсайт-флота".

- Я не так давно стал ездить на мотоцикле. Вот первый раз решил попробовать на дальнее расстояние. А потом - хотелось без пробок, с легкими мыслями и с ветерком. Я лет 10 мечтал купить мотоцикл. А купил только сейчас, когда стал работать в АСИ.

- Так вы сейчас на мотоцикл заработали?

- Нет, раньше.

- Когда вы заступали на пост гендиректора АСИ, не мечтали о том, что будет в 2035 году. А сейчас почему решили заглянуть в столь отдаленную перспективу?

- Вот, знаете, мы сейчас снимаем административные барьеры, которые мешают предприятиям работать... И вот там у нас спрашивают - а какая стратегия у нас, как развиваться дальше? Что развивать свое и что экспортировать чужое? А с другой стороны - когда мы стали заниматься на перспективу рабочими профессиями, мы увидели, кем видят себя наши дети, которые в 2035-м будут у руля? Допустим, те роботы и модели, которые они сегодня проектируют и "производят", в их взрослой жизни тоже будут взрослыми. Таких проектов масса, допустим, в энергетике. Не забывайте - космический прорыв СССР в 50-е - 60-е годы проектировался в 30-е.

- У вас на мотоцикле сколько скоростей?

- Шесть.

- А АСИ на какой сейчас скорости работает?

- На четвертой.

"НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных" Фото: Елена ВАХРУШЕВА

"НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных"Фото: Елена ВАХРУШЕВА

- И еще... Почему вы думаете, что у вас что-нибудь получится? Этот вопрос, можно сказать, все время висел в воздухе. Но и с ответами НТИшники не задерживались. Вот, собственно, и выводы...

- До сих пор все основные вопросы инновационного развития решали умные чиновники, это была сфера бюрократического регулирования. НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных – и мы верим, что проекты с частными инвестициями будут эффективнее.

Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия. Должны появиться "умные" стратегии управления развитием, практики совместных инвестиций, совместных фондов....

Самый главный вопрос – не в деньгах или красивой документации. Любой документ, который мы напишем, будет еще одной "стратегией" в ряду множества уже принятых и не работающих дорожных карт. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров с разделяемым видением и ценностями из сфер бизнеса, науки и государственного управления...

Этих лидеров можно назвать "технологическими патриотами" - потому что каждый из них верит, что страна способна породить технологический прорыв, и их доверие друг к другу по высоким ценностным основаниям важнее борьбы за ресурсы. Это люди, готовые протянуть свои личные интересы на 20 лет вперед, чтобы их дети и внуки ходили бы в те же школы, что и они – и не было бы стыдно ни за внуков, ни за школы, ни за страну.

Съемка Елены Вахрушевой, "КП"-Ярославль"

К главной пристани Костромы пришвартовался "Форсайт-флот".На вид - это три комфортабельных круизных речных корабля с путешественниками. А на самом деле - три команды в основном молодых менеджеров, экспертов, чиновников - всего около 700 человек - одержимых идеей переустройства, причем - обязательно качественного - нашей экономики

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также