Премия Рунета-2020
Воронеж
+10°
Boom metrics
Телевидение21 мая 2015 23:56

Александр Гордон: «Время, когда мне нравилось то, что я делаю на ТВ, прошло!»

В Воронеже скандальный телеведущий прокомментировал мартовский случай, когда в эфире программы обозвал даму дурой - чтобы добиться высокого рейтинга, "нужно удивлять"

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

21 мая в Воронеже побывал Александр Гордон - создатель программ "Закрытый показ", "Гордон Кихот" и ток-шоу "Мужское/женское". Скандальный телеведущий (в копилке которого, между прочим, пять премий ТЭФИ), снискавший себе репутацию ироничного до язвительности и крайне циничного профессионала, встретился с прогрессивными воронежцами на записи программы инновационного конкурса «Правила роста». И рассказал о своей "нелюбви" к современному ТВ и отношению к переменам в нашей стране.

ЕСЛИ БУДЕТ ВОЙНА, ОТКАЖУСЬ ОТ АМЕРИКАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА

- В 2011 году вы назвали Россию еще «не страной, а территорией», а россиян «пока не народом, а народонаселением». Ваше отношение к России сейчас не изменилось?

- Не важно, изменилось ли мое отношение. Важнее, изменилось ли отношение россиян к себе. Последние месяцы то, что я вижу, вселяет в меня некую уверенность, что у нас начинает «созревать» народ. Чем народ отличается от народонаселения? Народ это некое сообщество людей, у которых один образ будущего. Один на всех. Тогда они куда-то да идут. Нет попутного ветра кораблю, который не знает, куда он плывет. Вот сейчас вроде бы мы нащупали какой-то попутный ветер. Естественно, что не все согласны с тем курсом, по которому наш корабль движется. Естественно, что идем мы не прямо, а галсами пока. Но то, что у нас в голове произошел щелчок, и мы поняли, чего можем в этом мире как страна, а чего не можем. И мы перестали пытаться себя изменить до неузнаваемости в том смысле, в котором меняли себя все 90-е годы. Мне это дорого и любо, но я знаю прекрасно большое количество людей, которые скажут, что я прокремлевская тварь и скотина, и что наша страна должна двигаться семимильными шагами в какой-то неведомый сладкий демократический мир. С ними я не соглашусь. Куда мы придем, мне неведомо. На такие предсказания способны только политические гении или пророки Отечества, ни то, ни другое мне, увы, недоступно. Я могу только ощущать тенденцию к этому движению. Если раньше мы были на перепутье и в растерянности и не знали, в какую сторону идти, то сейчас почти неосознанно, во многом вынужденно (а со времен «покорения Крыма», мы все шаги, которые предпринимаем, делаем вынужденно), нас толкают в какую-то сторону. Так зачем сопротивляться? Нужно оттолкнуться и идти именно туда. Нас считают страной агрессивной - давайте будем агрессивной, нас считают страной недемократической - давайте будем недемократической. Главная задача любой политики и любой экономики, всего этого социального нароста, - чтобы человек жил хорошо. Просто разные страны и цивилизации это «хорошо» понимают по-своему. Вот мне не нравится, как живут люди в США, а им нравится. Поэтому я не живу в Америке, а живу в России.

- Однако от американского гражданства вы пока не отказались.

- Нет. Когда я пошел менять паспорт в посольство, очень вежливый ЦРУшник минут 10 уговаривал меня отказаться от американского гражданства. Я ответил, что такого удовольствия ему не доставлю. Есть причины. Я ему сказал: если война начнется, милый, я первым здесь буду и книжечку тебе отдам.

ТОК-ШОУ «МУЖСКОЕ/ЖЕНСКОЕ» ИМЕЕТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ: ПОСМОТРЕВ НА ГРЯЗЬ ДРУГИХ, ХОЧЕТСЯ ОЧИСТИТЬСЯ САМОМУ

- С приходом кризиса многие западные артисты приехали сниматься в наших сериалах. А после него, как, по-вашему, каких инноваций нам ждать в культуре?

- Не совсем хорошо понимаю, что такое инновации в культуре. Для меня это оксюморон. Вы имеете в виду революционные изменения в массовой культуре? Поскольку массовая культура является коммерческим проектом, здесь возможны инновации и действительно революционные изменения. Если мы говорим о подлинной культуре, которую человечество накопило за многие века, то я не вижу, чем современная живопись лучше наскальной? И не понимаю, как можно сравнивать одного художника с другим? Сериалы – это ожидаемо. Кино потеряло нишу. Естественно, свято место пустовать не может. Кино сейчас разделилось на две совершенно маргинальные группы: авторское кино, не рассчитанное ни на какого зрителя и, следовательно, на никакой заработок, и кино-аттракцион американское – 3D или 4D, неважно, лишь бы пыхтело и стреляло – так называемые блокбастеры. Серединку раньше представлял обычный кинематограф. Поскольку он исчез, сериалы заняли эту нишу. Качеству этих сериалов я поражаюсь. Нам до этого еще ой как далеко.

- В 90-е ТВ характеризовалось скандальными ток-шоу типа «Окон», в 2000-х пришла эпоха реалити-шоу типа «Дом-2», «Голод». Теперь снова на ток-шоу перешли, судя по вашим проектам?

- Сейчас можно выделить два вида. Первый - ток-шоу, включая модный тренд –политическое ток-шоу для домохозяек. Это происходит впервые – раньше они шли вечером и для людей, которые интересуются политикой. Сейчас все для домохозяек, в том числе и политические шоу. Второй - развлекательные шоу, причем развлекают по-разному. Одни копируют чужие форматы, типа «Голоса». Другие, отечественные, - когда всю грязь, которая у человека накопилась за жизнь, он с удовольствием приносит в студию и демонстрирует всем. Мне кажется, какой-то терапевтический эффект такого рода шоу, включая «Мужское/женское», все таки имеет, потому что, посмотрев на грязь и страдания других, невольно хочется очиститься самому. Хотя может быть я и заблуждаюсь.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ВЫСОКОГО РЕЙТИНГА ПЕРЕДАЧИ, НУЖНО ПОРАЖАТЬ И УДИВЛЯТЬ!

- Вы не раз говорили, что не любите телевидение. Это означает, что вы не любите свою работу?

- Именно это и означает. Мало того, я и кино не люблю. Хотя три фильма сделал. Смотреть кино и делать его – это разные вещи! И про телевидение – совершенно справедливо. За все время моей карьеры у меня было несколько счастливых моментов, когда мне нравилось то, что я делаю. Реально нравилось. Но это время прошло.

- В программе «Мужское/женское» вы допускаете довольно резкие высказывания в адрес героев, к примеру, в марте позволили себе участницу программы назвать дурой. Это сценический образ или вы и в жизни так считаете?

- Трудно упрекать актера, который играет определенную роль, что он себя в этой роли чувствует именно так, а не по-другому. Конечно, все мы разные. Дома я один, когда в лес еду – другой. В передаче я выполняю работу. Эта работа требует от меня, чтобы я оправдывал ожидания той части аудитории, которая смотрит это шоу. Для того, чтобы рейтинг оставался высоким, конечно, надо чем-то удивлять и поражать. Что касается той конкретной дуры, о которой вы говорите, то я готов ей это повторить, причем сколько раз увижу – столько и повторю!

- У вас были серьезные телепроекты, к примеру, «Закрытый показ», почему все-таки вы сделали шоу «Мужское/женское»? Вам хочется копаться в грязном белье или дело в деньгах?

- Представьте себе, что есть актер, такой же пожилой, как я. Раньше он играл Гамлета, короля Лира, а сейчас ему говорят: «Слушай, тут есть комедия одна, она, правда, дрянного качества, зато смешная и народ смотрит». Если других предложений нет, актер откажется? И я не могу отказаться! Мне надо семью кормить, и не одну даже.

Остается надеяться, что новый проект Александра Гарриевича «Гордон-ТВ», который скоро стартует, принесет ему больше удовлетворения.

- Вам есть, чем гордиться в жизни?

- Горжусь детьми. Некоторыми знакомствами, людьми, с которыми общаюсь. Иногда мне нравится вспоминать, как я снимал кино. Один из фильмов мне до сих пор нравится. Еще я горжусь тем, что мне довелось профессионально работать с большим количеством замечательных людей, это и в театре было, и в кино. Это составляет предмет моей гордости.