С первого кадра Ноэ демонстрирует в чем, по его мнению, выражается истинная любовь. Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма
Французский «анфан террибль» в общем-то все свои фильмы посвящает этому прекрасному и ужасному чувству. Но сейчас, видимо, решил закрыть тему, рассказав о ней со всей последней откровенностью. Название взял программное - недавно использованное Ханеке для описания трагедии ухода из жизни. Новая «Любовь», в целом, тоже посвящена трагедии — потери любви, но в целом, при всей меланхоличности сюжета, она, конечно, утверждает жизнь и ее немногочисленные плотские радости. Своим несовершенным, местами нелепым, но чувственным фильмом Ноэ бросает вызов тотальной геронтофилии мирового кино. Напоминает тем, кто запамятовал, что любовь — не только синоним заботы и нежности, сестра надежды и веры, но и неконтролируемая эмоция, опасное пограничное состояние, способное вызвать как эйфорию, так и разрушение личности. «Влюбился — значит проиграл», - справедливо сообщает страдающему герою случайная подружка в ответ на его вызванную крушением чувств реактивную импотенцию.
С первого кадра Ноэ демонстрирует в чем, по его мнению, выражается истинная любовь. Раскинувшиеся на весь широкий формат «Синемаскопа», молодые любовники довольно механистично удовлетворяют друг друга в ручном режиме. По ходу фильма будут освещены и все остальные основные позиции, хотя чистым порно Ноэ не увлекается — просто без всякого ханжества показывает то, чем занимаются пребывающие в эйфории любовники, прежде чем начать выяснять отношения и давить друг друга подушками.
Своим несовершенным, местами нелепым, но чувственным фильмом Ноэ бросает вызов тотальной геронтофилии мирового кино.
Фото: кадр из фильма
Простора для воображения этот фильм почти не оставляет, но некоторые сцены, в которых Ноэ, казалось бы, мог развернуться в полную силу — например, секса втроем или оргии в секс-клубе — решены без особой выдумки, в формате скучноватого софт-порно под весьма унылое музыкальное сопровождение. Такое еще недавно показывали по каналу Рен-ТВ. То ли режиссер решил держать себя в руках (любовь все-таки), то ли не сумел придумать ничего столь же забористого, как виды совокупления, снятые якобы изнутри влагалища (это ноу-хау из «Входа в пустоту» Ноэ на бис повторяет в «Любви»). Нет в новом фильме ни плавающей камеры, ни бьющего по ушам звука, ни стробоскопного мельтешения неоново-кислотных красок. Вестибулярный аппарат зрителя тренируется здесь совершенно другим образом. Нельзя сказать, что картина Ноэ как-то уж совсем радикально расширяет границы дозволенного на большом экране — по сравнению с «Интимом», «Кеном Парком», «Клубом «Шортбас» или «Нимфоманкой» новаций не так уж много. Но сперма c экрана в зрителя пока еще не летала. Особенно в формате 3D.
События в фильме разворачиваются нелинейно. Если в «Необратимости» они шли строго в обратном порядке — от жуткого финала к ни о чем не подозревающему прологу, то здесь при сохранении того же принципа монтаж все же более свободный и ассоциативный. Главный герой, молодой американец Мерфи, узнает об исчезновении и, скорее всего, смерти «женщины своей жизни» и начинает прокручивать свою жизнь с ней - от самого худшего (разлука и смерть) — к плохому (скандалы, измены, истерики), а затем к хорошему и прекрасному, печальным образом оставшимся навсегда в прошлом.
При всей его (нереволюционной) трехмерности, это довольно плоский фильм - нельзя сказать, что между его фотогеничными персонажами ощущается какая-то химия, хотя не скажешь и того, что перед тобой два с лишним часа кувыркаются картонные порномодели.