«Совсем Новый Завет». Фото: кадр из фильма.
«Совсем Новый Завет» (Бельгия - Франция)
Режиссер: Жако ван Дормель.
Наверное, кому-то этот очень веселый и развлекательный фильм напомнит «Амели», но это в высшей степени оригинальное произведение. Неполиткорректная, отвязная, дико смешная комедия, захлебывающееся собственной талантливостью и остроумием фэнтези. Главная героиня - 10-летняя девочка, утверждающая, что является дочерью Бога, который проживает - где бы вы думали? - в Брюсселе. Бог-отец в исполнении комика Бенуа Пульворда - типичный старый козел, находящий удовольствие в бедах, которые он регулярно насылает на людей, и придумывающий законы мелких гадостей типа падающих обязательно джемом вниз бутербродов. Устав от его гадостей, дочка сбегает из чертогов своего отца и рассылает всем жителям Земли эсэмэски с датами их смерти. Таким образом, по мысли ребенка, люди смогут взять свою жизнь в собственные руки, надеясь не на Бога, а исключительно на самих себя.
«Лобстер» (Великобритания - Франция - Греция)
Режиссер: Йоргос Лантимос.
В обществе недалекого будущего всякий оставшийся без пары человек будет заключен в эдакий комфортабельный «Дом-2», где в течение 45 дней под присмотром специалистов будет искать свою любовь. Найдет - будет переведен в блок, где сможет плодиться на благо общества, а не найдет - его превратят в предварительно выбранное им животное. Персонаж Колина Фаррела, для роли разведенного архитектора отрастившего себе брюшко, хочет стать, например, лобстером. Но это ему не удастся. Лучшая на сегодня картина греческого абсурдиста Лантимоса - еще одна убийственная метафора человеческого отчуждения. И очень нестандартная мелодрама о невозможности любви в регламентирующем ее обществе.
Награда: специальный приз жюри.
«Лобстер». Фото: кадр из фильма.
«Сын Саула» (Венгрия)
Режиссер: Ласло Немеш (дебют).
Саул - член зондеркоманды в Освенциме, выполняющей за немцев самую рвотную работу, убираясь в газовых камерах, сжигая трупы и т. д. Когда немецкий доктор на его глазах убивает не до конца задушенного газом мальчика, Саул называет его своим сыном и решает похоронить по всем иудейским канонам, а это в концлагере задача невыполнимая. Вокруг него горы анонимных человеческих тел, а Саул все носится с трупом мальчика в отчаянной попытке вернуть смерти достоинство. Камера следует длинным планом за героем, квадрат экрана чаще всего заполняет его затылок, а ужасы вокруг него даны в щадящем расфокусе. И хотя прием реализован мастерски, он не оставляет картине пространства для вдоха и зрительского сопереживания.
Награда: Гран-при фестиваля
«Сын Саула». Фото: кадр из фильма.
«Кэрол» (США)
Режиссер: Тодд Хэйнс.
Что такое любовь, в чем ее вечная драма и почему она всегда будет считаться преступлением в глазах «приличного общества», без крика банальностей и дешевой мелодрамы поведал в картине «Кэрол» замечательный американец Тодд Хэйнс («Вдали от рая»). Хэйнс экранизировал неизвестный роман знаменитой детективщицы Патриции Хайсмит («Талантливый мистер Рипли»), опубликованный ею под псевдонимом. В нем нет криминала, если не считать таковым отношения двух женщин - роскошной, зрелой буржуазной блондинки Кэрол (еще одна исключительная роль Кейт Бланшетт) и до поры до времени незаметной юной работницы универмага Терезы (Руни Мара в первой заслуживающей внимания роли после «Девушки с татуировкой дракона»). Лишенный всякого социального послания фильм Хэйнса - исследование мучительной материи любви, не разбирающей ни возраста, ни положения в обществе.
Награда: Руни Мара - приз за лучшую женскую роль.
«Кэрол». Фото: кадр из фильма.
«Сказка сказок» (Италия - Франция)
Режиссер: Маттео Гарроне.
Снятая на широкую ногу, полностью на английском, с участием больших международных звезд, как во времена расцвета итальянского кино, новый фильм автора «Гоморры» без видимых усилий и швов собирает в единое полотно калейдоскоп старинных неаполитанских сказок. Смотреть на это действо одно удовольствие. Ближайший аналог - «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок 1001 ночи» Пьера Паоло Пазолини. Но, сплетая в прекрасный экзотический венок эти сказки, Пазолини в далекие 1970-е бежал таким образом от опостылевшей ему буржуазности - в сладостную экзотическую утопию. Вопрос, зачем один из ключевых итальянских режиссеров современности снял эту великолепную сказку в 2015 году, остается витать в воздухе, и ответ на него мне до конца не ясен.
«Сказка сказок». Фото: кадр из фильма.
Канны, Франция
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ржавчина и «Лобстер»
На Каннском фестивале худшее предпочли лучшему
Выдающиеся режиссеры не обязаны разбираться в чужом кино. Эту истину с блеском доказали братья Коэны и жюри, состоявшее из никому не известной африканской певицы, четырех актеров-неинтеллектуалов, Ксавье Долана и Гильермо дель Торо, принявшее, кажется, самое неадекватное решение в обозримой истории всех важных международных фестивалей. Едва ли не все выписанные ими награды - мимо кассы. (подробности)